Дэвид Годман. Я ЕСМЬ - первое имя Бога. Часть 1  
Перевод статьи Дэвида Годмана, впервые опубликованной в журнале "The Mountain Path", 1992, стр. 26-35 и стр. 126-42.

Первоисточник:


http://davidgodman.org/rteach/fnofgod1.shtml


Часть 1

В «Брихадараньяка-упанишаде» есть строки, которые описывают, как на заре вселенной Атман осознает себя, как «Я»:

«На заре вселенной был Атман один… Он (Атман) отражался и видел только Себя. И Он сказал: «Я есть Он». Таким образом, стал Он известен по имени Ахам (Я)».
(Вначале (все) это было лишь Атманом в виде пуруши. Он оглянулся вокруг и не увидел никого кроме себя. И прежде всего он произнес: "Я есмь". Так возникло имя "Я". - русский перевод Упанишад).

Вот так «Я» стало первоначальным именем Бога. Бхагаван подтвердил сказанное в этих строках, когда сказал одному преданному:

«Единое, бесконечное, неделимое Целое осознало себя, как «Я». Это Его изначальное имя. Все остальные имена, например «Ом», являются производными от него».

В другой беседе Бхагаван, комментируя эти известные строки из Упанишад, объяснил, как благодаря удачному сочетанию букв, имя «Ахам», не только обозначает субъективную природу Бога, но также подразумевает, что Он всеобъемлющ и создал всю проявленную вселенную:

"В разговоре затронули имя Бога, и Бхагаван сказал: «Во всех стихах в «Брихадараньяка-упанишаде» употребляется слово «ахам» (Я), которое является именем Бога. Первая буква санскрита – это «А», а последняя - «Ха», из чего следует, что «аха» включает в себя все от начала до конца. Слово «айам» (ayam) означает «тот, кто существует», Самосветящийся, Самоочевидный. Айам, атма и ахам обозначают одно и то же».

Имя Ахам просто указывает на то, что Бог переживает себя субъективно, как Я. Если к этому имени добавить слово «есть», тогда это будет означать, что Бог есть, что Бог является самим существованием. Бхагаван объясняет это в книге «Гуру Вачака Коваи» и добавляет, что «Я есть» не только первое, но и самое подходящее имя Бога:

«Среди многих тысяч имен Бога ни одно так не соответствует Богу, пребывающему в Сердце, лишенному мысли, не является таким точным, подходящим и прекрасным, как Я, или «Я есмь». Из всех известных имен Бога имя «Я – Я» одно зазвучит триумфально после уничтожения эго, возникая, словно безмолвное высочайшее Слово (мауна-пара-вак) в пространстве Сердца тех, кто обращен к Атману».

Слово «Сердце», которое дважды встречается в выше приведенном отрывке, очень часто использовалось Бхагаваном, как синоним Истинного Я. В тамильском языке слова «Сердце» и «Я есть» идентичны, поскольку слово «ullam» может означать как «есть», так и «Сердце». Например, в книге «Пять драгоценностей Аруначале» (Arunachala Pancharatnam), Бхагаван пишет: «Поскольку ты сияешь, как «Я» в Сердце, то Сердце и будет именем тебе». Это можно развить и выразить так: «Поскольку ты сияешь, как «Я» в «Я есть», которое является Сердцем, то Сердце и будет именем тебе».

Бхагаван часто цитировал Библию, а именно выражение: «Я есмь то, что я есмь», чтобы подтвердить свое утверждение, что «Я есть» является истинной природой Бога. Поскольку иудеи и христиане считают эту цитату и другие подобные ей откровением Истины, то я имею намерение детально исследовать их, чтобы показать, что интерпретация этих фраз иудеями и христианами отличается от того, что имел в виду Бхагаван.

Следующий отрывок из книги «Наставления Шри Раманы Махарши» будет хорошим началом:

«Я есмь» – имя Бога. Из всех определений Бога действительно нет лучше библейского утверждения «Я есмь то Я есмь» в третьей главе книги «Исход». Имеются другие формулировки, такие, как Брахмаивахам (Брахман есмь Я), Ахам Брахмасми (Я есмь Брахман) и сохам (Я есмь Он). Но ни одно не является столь непосредственным, как имя Иегова, означающее «Я есмь».

Эта цитату можно найти в Ветхом Завете, а именно в разговоре между Иисусом и Богом.

Бог проявляет себя через голос и представляется, говоря: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова («Исход» 3:6). Бог поручает Моисею быть представителем израильтян, которые находились в рабстве при дворе египетского фараона в Египте. Бог хочет, чтобы Моисей пошел к фараону и вывел из Египта сынов Израилевых. Тогда Моисей задает ему еще один вопрос:

«3.13. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
3.14. Бог сказал Моисею: Я есмь то, что я есмь. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Я есмь послал меня к вам.
3.15. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым. Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род».


Это откровение святого имени «Я есмь» было важным моментом в истории иудаизма, но чтобы понять почему, нам нужно изучить подход иудеев к именам и названию предметов.

Согласно представлениям евреев в библейский период, отсутствие имени означало, что кто-то или что-то не существует. Поскольку, если у кого-то/чего-то забирали имя, это в буквальном смысле означало прекращение существования. В свою очередь, присвоение имени было не просто актом идентификации, оно давало жизнь объекту и говорило о присущих ему качествах. В первой книге Библии, Книге Бытия, Бог наделяет реальностью Свое творение, называя его составляющие: «и назвал Бог свет днем, а тьму ночью», море «морем» и так далее (Книга Бытия 1:3-10). Только таким образом Он мог дать им реальное и вечное существование. По этой же причине он повелел Адаму дать имена всем животным (Книга Бытия 2:20). Касательно имени самого Бога, еще до своего известного заявления «Я есмь то, что я есмь», его называли несколькими другими именами: «Эл» или «Элохим», что означает «Бог» и «Шадай», что означает «всемогущий». Но сам Бог не называл этих имен, они просто были удобными обозначениями для Бога, придуманными людьми, которые не понимали Его природы. Когда Бог открыл свое имя «Я есмь», то стал для евреев более понятной и живой реальностью. Один римско-католический библиовед объясняет, почему:

«Мышление израильтян в библейские времена было чуждо дискурсивных рассуждений, присущих греческой философии. На древнееврейском «познать Бога» означало обнаружить подлинную персональную сущность и человек оставался непознанным, пока его имя было неизвестно. Узнать имя означало познать суть. Отсюда следует, что познание Бога заключено в Его имени».

Эти близкие отношения между именем и человеком, носящим его, очень четко прослеживаются во многих библейских историях, поскольку имена людей в Ветхом Завете совершенно не случайны – имя каждого персонажа раскрывает и обозначает его суть, основную черту характера или самый знаменательный поступок, совершенный человеком, носящим это имя. В Ветхом Завете если человек менял свой характер или, вдохновленный Богом, начинал новую жизнь, то иногда сам Бог менял его имя, чтобы новое имя отображало произошедшие изменения. Например, Иаков обманывает своего слепого отца, чтобы получить благословение, которое предназначалось его брату (Книга Бытия 27:6). Имя «Иаков» дословно означает «обман». Потом Иаков боролся с ангелом Божьим, проявив невиданную решимость, не сдавшись даже после того, как ангел вывихнул ему бедро. Своим упорством он заставил ангела дать ему благословение (Книга Бытия 32:28). Благословлением была смена имени и, следовательно, смена характера и сущности. Больше его уже не называли именем Иаков, означающим «обман». И был он наречен Израилем, что означает «воин Божий». Можно привести множество других примеров, но еще двух будет достаточно. Когда Аврам, чье имя означает «Высший Отец», заключил договор с Богом и тот пообещал, что произведет от него еврейский народ, Бог приказал ему сменить имя на Авраам, что означает «отец множества». Жену Авраама Сару изначально звали Сарай, что означает «насмешка». Именно она смеялась над Богом, когда Он пообещал, что она родит сына, несмотря на то, что ей было 90 лет. Когда она родила сына, Бог пообещал, что среди его потомков будет несколько королей, и наказал Аврааму изменить имя его жены на имя Сара, означающее «принцесса», поскольку она будет основательницей королевской линии.

Беря во внимание все вышесказанное, можно себе представить, насколько это было важно, когда Бог впервые раскрыл Свое имя. Его спрашивали об этом ранее, но Он не давал ответа на этот вопрос. В понимании евреев, когда Бог определил Себя, как «Я есмь», Он не просто дал Себе удобное определение или звание, Он впервые открыл человечеству Свою истинную природу и Свою суть.

Фраза «Я есмь то, что Я есмь», в которой Бог раскрывает свою суть, как «Я есмь», являетесь одним из самых известных библейских заявлений, которое, естественно, привлекло много внимания. Ясно, что Бог сделал очень важное и основополагающее заявление о Себе, но многие библиоведы спорят на предмет его истинного значения.

В нижеприведенной цитате можно увидеть, что Бхагаван дал свою интерпретацию этого заявления, но далеко не все библиоведы согласны с ней:

"Осознавание или сознание являются сутью ума. Однако, если эго контролирует ум, тогда он делает логические выводы, думает, ищет во всем смысл. Нет ничего отдельного от Космического Разума, который не ограничен эго, и, следовательно, просто осознает. Вот что имеет в виду Библия под фразой "Я есмь то, что Я есмь"".

Причиной разногласий между теологами на предмет истинного значения фразы является тот факт, что никто не может с уверенностью сказать, что имели в виду древние евреи. Все согласны в том, что исходная фраза «ehyeh aser ehyeh» происходит от архаичной древнееврейской формы глагола «быть», но далее мнения расходятся. Одна философская школа утверждает, что, поскольку в древнееврейском настоящее и будущее время идентичны, то глагол «ehyeh» может означать, как «я есть», так и «я буду». Тогда, исходя из этой теории, Бог сказал: «Я есть то, что Я буду», имея в виду, что «Я всегда буду тем, кем есть сейчас». Другие считают, что «ehyeh» означает не «я есть», а «я причиняю быть». Тогда получается, что Бог сказал не «Я есмь то, что Я есмь», а «Я есмь причиной всего, что существует» или что-то наподобие этого. Эта теория снискала популярность у христианских теологов, которые предпочитают видеть Бога творцом, а не чистым бытием.

Есть еще одна теория, которая не связана с грамматическими тонкостями. В древнем семитском мире (речь идет о периоде 3000 летней давности) верили, что тот, кто знает имя человека, обретает над ним власть. Согласно этой теории, когда Моисей спрашивает у Бога его имя, Он дает уклончивый ответ - «Я есмь то, что Я есмь». Сторонники этой теории считают, что если бы Бог назвал свое имя, то Моисей обрел бы над Ним власть, что было совершенно недопустимым, поскольку подорвало бы Его величие и всемогущество.

В наше время эта теория звучит скорее забавно, чем правдоподобно, но нельзя отрицать тот факт, что во времена, описанные в Ветхом Завете, имена ревностно оберегались по причине, описанной выше. Иаков после борьбы с ангелом, в истории, которую я рассказывал ранее, спросил у ангела его имя, но тот отказался открыть его, возможно потому, что боялся, что Иаков обретет над ним власть (Книга Бытия 23:29). В другой интересной истории Манной - отец Самсона - спросил у ангела Господнего:

«Как тебе имя? Чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твое». Ангел Господень сказал ему: «Что ты спрашиваешь об имени моем? Оно чудно» (Книга Судей13:16-19).

Те, кто считают, что, говоря «Я есмь то, что Я есмь», Бог просто дал уклончивый ответ, находятся в меньшинстве. Большинство авторитетных источников признают, что значение фразы заключается в слове «ehyeh» обычно переводимом, как «я есть».

Хотя в «Исходе» 3:14 Бог ясно называет себя «Я есмь» и, несмотря на то, что в следующей строчке Он говорит, что хочет, чтобы его поминали именно этим именем, евреи в последствии использовали другое имя. Они предпочитали имя Яхве, которое является третьим лицом единственного числа настоящего времени той же самой архаичной формы глагола «быть». Таким образом, древние евреи и составители Ветхого Завета вместо того, чтобы называет Его «Я есмь» всегда называли его Яхве, означающее «Он есть» или «Тот, который есть». «Я есмь» было слишком святым именем для евреев, и даже эвфемизм «Тот, который есть» был настолько священным, что никогда не использовался простыми людьми. Только самому главному священнику разрешалось произносить это имя вслух и то, только раз в году на Йом Киппур – самый важный праздник в иудаизме.

Как же тогда евреи обходились с именем Яхве, когда читали писания или говорили о Нем? Они использовали два следующих эвфемизма – «Адонай», означающее «Господь» или просто «Ашем», означающее «имя». В древнееврейской письменности гласные не обозначались, обозначались только согласные, поэтому Яхве писалось, как YHWH (ЯХВХ). Таким образом, когда евреям встречалась священная комбинация букв, они произносили не то, что было написано, а «Адонай» или «Ашем». Такой обычай совершенно непреднамеренно послужил появлению имени Иегова. В некоторых манускриптах, написанных более тысячи лет назад, когда к согласному нужно было добавлять гласный, гласные слова Адонай присоединили к согласным Яхве, чтобы напомнить читателям о необходимости произносить Адонай, а не Яхве. Когда эти манускрипты переводили, переводчики, которые не знали этих тонкостей, изобрели имя «Иегова». Иегова считается самой точной передачей слова Yahweh, хотя сейчас стало известно, что на самом деле, это не так. Касательно самих евреев, то имя Иегова для них ничего не значит, настоящим именем Бога для них остается Яхве или «Тот, кто есть».

В большинстве переводов Библии используется чаще эвфемизм, а не настоящее имя, хотя в христианстве и нет запрета на произнесение настоящего имени Яхве. Имя YHWH (ЯХВХ) встречается около 6 800 раз в Старом Завете и чаще всего передается, как «Господь» и «Бог» с заглавной буквы. Например, когда Бог дает десять Заповедей (Исход 20:2), то в начале своей речи он говорит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской…»

Несмотря на то, что священное имя Яхве упоминается в Библии тысячи раз, нет никаких оснований полагать, что евреи считали Бога имманентным существом. Любые теологические размышления были чужды древним евреям и в Ветхом Завете нет никаких указаний на то, что они считали Бога бесформенной абстракцией. Скорее их восприятие было антропоморфным – они приписывали ему все человеческие качества. Также нет никаких указаний на то, что евреи библейского периода считали единение с Богом целью своей жизни или считали себя Его частью. ЯХВХ был для евреев трансцендентальной сущностью, которую нужно умилостивить, которой нужно покланяться и служить, и, прежде всего, повиноваться. Бог был скорее отделен от Своего творения, чем един с ним. Он был выше всех Своих творений, так что никто не мог даже мечтать о том, чтобы приблизиться к нему, не говоря уже о единении с Ним. Для евреев «познать Бога» означало вступить с ним в личные отношения дуалистического характера.

Единственными евреями, которые на основе знания имени Бога «Я есмь» создали как теологическую теорию, так и духовную практику, с помощью которой возможно Его непосредственное переживание, были мистики, которые следовали духовной традиции, известной, как Каббала. Они создали достаточно сложную теорию мироздания, основанную на мистических толкованиях текстов Старого Завета, и отделились от традиционной иудейской концепции, заявив, что человек может приблизиться к ЯХВХ и в Его присутствии приобщиться Его бытию.

Существует множество различных каббалистических практик, но две из них представляют для нас интерес, поскольку связаны с учением Бхагавана. В понимании каббалистов Бог или Высшее Существо есть Эхэй (Ehyeh), что значит «Я есмь». Вы можете приблизиться к нему, призвав Его и назвав божественно имя – Яхве. В самой главной книге каббалистической литературы Книге Зоар сказано: «Благословен тот, кто полностью вручает душу свою ЯХВХ, чтобы пребывать в Нем и установить там трон славы Его».

Во время одной интересной практики, которая схожа с садханой в индуизме, каббалисты разбивают имя Яхвэ на две части и на вдохе произносят «Ях», а на выдохе «вэ» с целью постоянно осознавать ту реальность, которую обозначает это имя. Есть также медитация-хождение, когда человек ставя правую ногу на землю, произносит «Яхвэ» и «Элохим», ставя левую. Яхве означает «Тот, кто есть», Бог существующий, а Элохим – библейское имя Бога-Творца. При ходьбе необходимо постоянно осознавать Эхэй – «Я есмь», из которого, согласно каббалистической традиции, проистекает и происходит все творение. Учителя Каббалы утверждают, что если правильно выполнять эту практику, то человек может пережить состояние единения с Богом.

















WEB © Nataris-studio 2012