Дэвид Годман. Я ЕСМЬ - первое имя Бога. Часть 4  
Здесь будет уместно процитировать Бхагавана:

«Единственной постоянной вещью является Реальность, и это – Истинное Я (Атман). Вы говорите: "Я", "Я хожу", "Я говорю", "Я работаю" и т. д.(в английском языке словосочетание "I am" соответствует русскому "я", если поставить дефис "I-am", то получится выражение, тождественное русскому "Я есть") Поставьте через дефис слово "есть" в каждом случае: Я - ЕСТЬ. Это – неизменная и фундаментальная Реальность. Эту истину Бог преподал Моисею: "Я есмь то Я ЕСМЬ". "Будь спокоен и знай, что Я - есмь Бог". Поэтому "Я - ЕСМЬ" – это Бог».

Таким образом, если последовать совету Бхагавана и поставить дефис в I -am, тогда можно четко увидеть, что «Я есмь» является хлебом, который утолит голод; «Я есмь» является светом, который рассеет духовное невежество; «Я есмь» является дверью, в которую нужно войти, чтобы обрести единство с Отцом.

В) В главе 13 Иисус говорит Своим ученикам, что собирается покинуть их в физическом смысле и, что «Куда Я иду, вы не можете придти» (Ин. 13:33) Далее Он говорит, что собирается в дом Отца Своего, чтобы подготовить в нем места для учеников Своих, поскольку в конце концов они присоединятся к Нему. Затем Фома спрашивает Его: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» На что Иисус отвечает:

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:5-6).

Если эту фразу прочитать, по совету Бхагавана, как «Я есмь», тогда она уже не будет утверждением о том, что Иисус необходим всем тем, кто хочет попасть в «дом Отца», а указывает на то, что пребывание в «Я есмь», которое является сущностью Бога и Иисуса, является путем для тех, кто ищет единения с Отцом.

Г) Когда Иисусу сообщили о смерти Лазаря, он пошел к нему домой и вернул его к жизни. Как слепой, которого излечил Иисус, символизирует темноту, которую может развеять духовный свет, так и воскрешение Лазаря символизирует возрождение, которое может обрести каждый, кто верит в Иисуса, который является выражением «Я есмь». До того, как совершить чудо, Иисус говорит:

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25-6).

«Я есмь» является воскресением. Кто достигает его и пребывает в нем, выходит за пределы телесной смерти.


Д) Есть еще одно «Я есмь» - утверждение с предикатом, которое, однако, не связано с совершением чуда или поучительной историей:

«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (15:1, 4-5)

Когда Иисус заявил, что является «Я есмь» без всякого предиката, он указывает на Свою тождественность с Богом, который открыл Свое имя «Я есмь» в Исходе. Но когда добавляется предикат, то Иисус уже не констатирует Свою божественность, а определяет свою роль и задачу, а также обозначает отношения между Собой и людьми. По сути, он говорит, что «Я есмь» является светом, который освещает путь людей к Богу, хлебом, который накормит их духовно и дверью, в которую человеку нужно войти, чтобы обрести единение с Отцом. А также виноградной лозой, соединяющей человека с Сыном Божьим, от чего зависит духовная реализация человека и, наконец, возрождение, независящее от обыденного телесного существования.

Евангелие от Иоанна имеет еще одну интересную черту, которую стоит отметить. В синоптических Евангелиях Иисус, совершая чудеса исцеления, не руководствуется никаким определенным мотивом, кроме желания помочь несчастным из чистого сострадания. Однако в Евангелии от Иоанна те несколько совершенных Иисусом чудес, были сделаны с целью явить славу Божью. Первое чудо в Кане Галилейском «явило славу Его» (2:11); Иисус воскресил Лазаря из мертвых «…к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий»; и в истории со слепым, которую я уже упоминал, Иисус сказал о причине его слепоты: «но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (9:3). Очень часто чудеса сопровождаются поучительными речами, кульминацией которых является одно из известных «Я есмь» - утверждений Иисуса. Для Иоанна эти чудеса не были случайностями или удобными поводами для Иисуса, чтобы показать Свою или Божью силу, он рассматривал их, как то, что он называл «semeia», что означает «знаки». Они являются поучительными примерами, целью которых, было показать обычным людям славу Божию и Его силу, проявленную через Его Сына. Для тех, кто был достаточно проницательным, чтобы понять послание Его речей, давалось важное дополнение – Иисус подает высший «знак», говоря разными иносказательными способами, что ««Я есмь», в чьей силе вы сейчас убедились, сейчас среди вас. Обратитесь к ней и спасение – ваше».

В видении Иоанна, Иисус был Божественной реальностью, спустившейся на землю в человеческом теле. Есть такое греческое слово «alethinos», означающее «истинный», которое он применял в отношении Иисуса, иногда в связке с «Я есмь» - утверждениями с предикатом. Иисус есть «Свет истинный» (1:9), а так же «истинный хлеб с небес» (6:32) и «истинная виноградная лоза», и если судит Он, «то суд Мой истинен». Иоанн видел Иисуса, как проявленное, воплощенное в крови и плоти «Я есмь», чьей задачей было стать для людей маяком, проливающим свет на мир, погрузившийся во тьму, которая не давала людям постичь Бога (1:5).

«Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь». (1-е Иоанна 5:20-1).

Через пришедшего Иисуса Христа, мы можем познать Бога, который является «Я есмь». Иоанн говорит, что попытка достичь Его через другие формы и имена, равносильна идолопоклонству, поскольку в таком случае мы почитаем образ Бога, не являющийся истинным.

Ранее я уже упоминал, что мотивом написания Иоанном четвертого Евангелия было желание написать духовное и толковательное повествование о жизни Иисуса, а не просто хронологию событий Его жизни. Целью Иоанна было сделать акцент на истинном значении учения Иисуса и опровергнуть ошибочные идеи и толкования Его жизни и учения. Когда Иоанн говорит об Имени Бога, то, как и все иудеи своего поколения, имеет в виду Самого Бога, т.е. Яхвэ, который открыл Себя в Исходе. Должно быть, превращение Яхвэ в Кириоса и изменение самой концепции опечалили его, также, как и потеря значения древней традиции Имени на неиудейских землях. Несколько раз в синоптических Евангелиях Иисус заявил о себе, как «Я есмь», но складывается такое впечатление, что ранние христиане не придали этим заявления большого значения. На долю Иоанна выпало возрождение этой традиции. В его Евангелии Иисус определяет себя, как «Я есмь» намного больше раз, чем во все остальных трех Евангелиях вместе взятых. «Я есмь» - утверждения с предикатом, ни одного из которых нет в синоптических Евангелиях, одновременно устанавливают тождественность Иисуса с «Я есмь» из Старого Завета и путь, с помощью которого христиане могут приблизиться и соединиться с Отцом.

Однако, усилия Иоанна не увенчались большим успехом. Люди практически не обратили внимание на его попытку поставить тождественность Иисуса с «Я есмь» в центр христианской веры. В наше время, если посмотреть на объяснения «Я есмь» – утверждений в комментариях к Библии, можно увидеть, что они или игнорируются или низводятся до уровня сносок и приложений. Есть тенденция рассматривать эти утверждения, как незначительную головоломку, а не как основное откровение.

Насколько мне известно, есть только одна христианская группа, которая поставила на заслуженное почетное место утверждение Христа «Я есмь». Это – организация под названием «Бесконечный Путь», основанная в 20 веке христианским мистиком Джоэлом Голдсмитом. После многих лет, посвященных движению христианской науки, внутреннее «Я» открылось ему. Пребывая в нем, он осознал, что внутреннее «Я» и есть сам Бог. Эта реализация дала ему новый взгляд на суть учения Христа, как это было отражено в Евангелие от Иоанна. В итоге он организовал группу и учил всех, кто приходил к нему, что Бог находится внутри в форме сияющего «Я». Под его именем вышло более 20 книг, большинство из которых являются собраниями его лекций и бесед. Ниже я привожу несколько цитат из его книги на тему сущности Бога, выраженной, как «Я» или «Я есмь». Все цитаты взяты из его книги «Мистическое «Я»» (The Mystical 'I'), которая рассказывает о переживании автором «Я есмь» и дает объяснения «Я есмь» - утверждениям, которые можно найти в Евангелии от Иоанна. Прочитав цитаты из его книги, можно легко заметить, что его толкования библейских тексов совпадают с моими, и что его учение о природе «Я» и способах Его переживания полностью совпадает с тем, что говорил Рамана Махарши:

«Я стою у дверей и стучу». Кто это «Я», стоящее у дверей? И у каких дверей стоит это «Я»? Может у дверей твоего сознания? «Я» стоит у дверей сознания и стучит, но вам нужно открыть дверь и впустить это «Я», поскольку «Я есмь хлеб жизни… Я есмь путь и истина и жизнь… Я есмь воскресение и жизнь…. Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком».

«Я», которое стоит у дверей вашего сознания и стучит, является тем «Я», которое пришло, чтобы вы могли иметь жизнь с избытком. Когда вы позволите этому «Я» войти в ваше сознание, тогда вы обретете жизнь вечную – хлеб жизни, воду жизни и вино жизни. Вы позволите силе возрождения войти в ваше сознание…

Закройте глаза и внутри себя тихо, благоговейно тайно и нежно произнесите: «Я». Это «Я» внутри вас - могущественно. Это «Я» внутри вас - важнее любой проблемы во внешнем мире. Это «Я» внутри вас пришло, чтобы вы имели жизнь и имели ее с избытком. Это «Я», которое было с вами «прежде нежели был Авраам», ждет, когда вы узнаете и примите Его. «Разве не знаете, что вы храм Божий?»

Разве вы не знаете, что имя Бога – «Я» или «Я есмь», и что вы будете храмом Божим только тогда, когда впустите «Я» в свое сознание и будете хранить Его там тайно, благоговейно, нежно и мирно так, что в любую минуту вы можете закрыть глаза и вспомнить «Я»?

Когда Иисус говорит об Отце внутри и когда Павел говорит об Иисусе, который в нем пребывает, они говорят о «Я ЕСМЬ», том самом «Я», которым вы являетесь. «Я», о котором вы только что известили, и которое пребывает внутри вас».

«У вас может уйти месяц, год или десять лет на то, чтобы вы смогли пробить кору своей личности и, наконец, услышать постоянный тихий голос внутри себя, но когда это произойдет, голос скажет вам следующее: «Будь спокоен и знай, что Я - Бог». Это не следует понимать, как то, что Джоэл или Мэри есть Бог. Или что Вильям, Роберт, Милдред являются Богом. А знаете, что еще скажет вам голос? «Не бойся, ибо Я с тобою… Я не оставлю тебя и не покину тебя». Не бойся. Даже если ваши грехи ярко красного цвета, как только вы осознаете «Я» внутри вас, то будете белы, как снег».

«Чтобы быть уверенными, что людей не занесет в неправильном направлении, мы предостерегаем наших студентов от повторения фразы «Я есмь Бог» даже про себя. И нет никакого смысла произносить такую фразу, как «Я – есмь сын Божий». Самый лучший способ – это просто произносить «Я» и размышлять над его значением. Со временем, когда ваш слух утончиться, вы услышите голос, говорящий ""Я" внутри тебя есмь Бог. "Я", которое ближе к тебе, чем дыхание, есмь Бог". Когда вы услышите эти слова, знайте, что вы установили контакт со своим источником».

«Доступной истиной в каждую эпоху было откровение «Я» есмь Он и нет никого другого. Есть только одно Я, Толька одна Самость, Я ЕСМЬ ТО Я ЕСМЬ. Это то «Я», которое находится внутри нас, Божественная Самость тебя и меня.

Пребывайте в слове «Я». Позвольте этому «Я» пребывать в вас и познайте его суть. Не позволяйте никому снова закрыть эту Истину для вас, храните ее благоговейно, как тайну.

«Когда у вас в голове появляется образ Бога, вы начинаете персонифицировать и считать, что эта концепция является Богом, в то время как концепция не может быть Богом. Только «Я» может быть Богом, однако ментальный образ «Я» создать невозможно. Это единственное слово, которое невозможно описать. Старайтесь сколько хотите, вам не удастся создать ментальный образ «Я»».

«Не имеет значения, утверждаете ли вы, что Бог есть Всезнающий, Всемогущий и Вездесущий, или что Иисус является Всезнающим, Всемогущим и Вездесущим, вы отделяете Бога и Иисуса от Самости, которой являетесь, от «Я», которым вы есть. Однако, когда вы все это сводите к «Я и Отец – одно» и знаете, что «Я» является Всезнающим, Всемогущим и Вездесущим, тогда в этом единстве вы бесконечны в существовании. В этом единстве ваше «Я» есть вашим бессмертием».

Одно из самых важных утверждений Нового Завета – фраза «Я есмь путь». Неправильная интерпретация этих нескольких слов держала мир в духовном неведении на протяжении семнадцати сотен лет…

«При правильной интерпретации слова «Я есмь путь» означают то, о чем они говорят. Путь, истину и жизнь с избытком следует искать в «Я», которое «Я есмь» и «Я», которым вы являетесь, поскольку вам сказали, что вы и отец ваш – одно.… Всего в одном слове «Я» вы можете найти секрет духовного послания, принесенного миру Иисусом Христом».

«Бог – это не личность… Бог не локализован, как ум каждого человека. Бог – это бесконечное бытие. Следовательно, Бог должен быть вашим и моим бытием. Вот поэтому мы можем принять «Я», как имя Бога, поскольку мое имя - «Я» и ваше имя – «Я». Каждый из нас является «Я»… Каждый из нас является «Я», и Бог – это бесконечное «Я» в нас».

«Когда вы знаете секрет «Я», то пребываете в покое и позволяете «Я» делать Свою работу. Не "вы", а «Я», которое внутри вас. Вам не нужны размышления, поскольку вы не можете и вам не нужно пробуждать Бога».


Идея о том, что Иисус косвенно учил садхане концентрации на Боге, как на внутреннем чувстве «Я есмь», будет звучать странно и даже подозрительно для большинства христиан. Скорее всего, они возразят, что Иисус никогда прямо не просил своих последователей осознавать Бога в себе в виде «Я есмь» и добавят, что единственную практику, которую он рекомендовал – это бхакти. То, что христиане, вероятно, ответили бы на это, четко обозначено в Евангелие от Марка:

«Один из книжников подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (от Марка 12:28-31).

В своем ответе Иисус повторяет, немого изменив, великое воззвание Моисея к Израильтянам (Второзаконие 6:4-5):

«4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;

5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими».


В этих стихах слово «Господь» употребляется три раза, однако в древнееврейском оригинале стоит слово «Яхвэ», которое иудеи использовали для обозначения «Я есмь», раскрытое Богом Моисею. В дополнение к переводу, взятому из исправленного стандартного издания Библии (Revised Standard Version of the Bible), приведенные ниже три варианта перевода также можно считать корректными:

А) Слушай, Израиль: Яхвэ, Бог наш, един есть.

Б) Слушай, Израиль: Яхвэ – есть наш Бог, Яхвэ един.

В) Слушай, Израиль: Яхвэ – есть наш Бог, и только Яхвэ.


















WEB © Nataris-studio 2012