Некоторые размышления по поводу искусственного интеллекта и сознания.  
Недавно в интернете появилась интересная статья:

МЫ НЕ ПОНИМАЕМ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ПОНИМАЕМ… ИНТЕЛЛЕКТ



Провозвестники искусственного интеллекта, в числе которых Элон Маск, Стивен Хокинг и Рэй Курцвейл, прогнозируют, что к 2030 году машины обзаведутся сознанием человеческого уровня интеллекта. Вместе с тем последует череда приятных, нейтральных и ужасных последствий. К примеру, Маск, Хокинг и десятки других исследователей подписали в январе 2015 года петицию, по которой машины на основе ИИ могут привести к «ликвидации болезней и бедности» в ближайшем будущем. Это, очевидно, приятное последствие.

Но есть и нейтральное: Курцвейл, который первым предложил идею технологической сингулярности (предполагаемый некоторыми исследователями короткий период чрезвычайно быстрого технологического прогресса - Википедия) , считает, что к 2030-м годам люди смогут загружать свое сознание, тем самым сливаясь с машинами. Из пугающих последствий: Маск предвидит будущее, в котором люди станут домашними животными для владык из машины. Забегая дальше, почти все сходятся во мнении, что однажды люди исчезнут как вид в пользу машин, слившись с ними или нет.

Сказать, что эти заявления имеют под собой почву — ничего не сказать.За последние десятилетия мы наблюдаем бурный всплеск развития технологий, компьютеры становятся мощнее и доступнее, не по дням, а по часам.В 2011 году суперкомпьютер Watson обыграл двух бывших чемпионов в интеллектуальной игре, используя не самый сложный (по нынешним меркам) искусственный интеллект и обработку естественного языка.Будущее наступает быстрее, чем мы успеваем к нему приспособиться.

График наступления технологической сингулярности Курцвейла основан на законе возрастающей отдачи: чем мощнее становятся компьютеры, тем быстрее они развиваются. Это график чрезвычайного экпоненциального роста, и мы сейчас стоим на пороге крутой кривой, которая ведет нас к разумным машинам и миру, в котором будут царить роботы. В это верят Курцвейл, Маск, Хокинг и многие другие исследователи ИИ. В конце концов, это так по-человечески — верить. К 2045 году мы и сами можем стать машинами. Нам просто нужно создать достаточно продвинутый ИИ, и потом бам — разумные машины.

В данной статье мы говорим об интеллекте не как о мере человеческих знаний, но как о синониме разума.

Я не спорю: технологии развиваются все быстрее; мы наблюдаем это сейчас и нет никаких причин полагать, что мы достигнем этакого плато в развитии вычислительной мощи. Однако переход от продвинутых технологий к искусственно созданному сознанию — это гигантский прыжок. Самые многообещающие заявления на тему ИИ основаны на ложной предпосылке: что мы понимаем человеческий разум и сознание.

Эксперты в области ИИ работают с конкретным определением интеллекта: способностью обучаться, распознавать образы, отображать эмоциональное поведение и решать аналитические задачи. Тем не менее это лишь одно определение интеллекта из моря спорных и смутно сформированных представлений о природе познания. Нейрология и нейропсихология не предоставляют конкретное определение интеллекта — скорее, располагают многими. Различные области, даже различные исследователи определяют интеллект совершенно разными, порой взаимоисключающими и несопоставимыми терминами.

В широком смысле ученые рассматривают интеллект как способность адаптироваться к окружающей среде, реализуя собственные цели, или даже способность выбирать лучший вариант при конкретных условиях. Однако такое определение базируется в основном на биологическом понимании интеллекта, больше связанном с эволюцией и естественным отбором. На практике нейрологи и психологи много спорят на тему разума, как между собой, так и с учеными других областей.

Рассмотрим следующий взгляд психологов Майкла Рамси и Сесила Рейнольдса:

«Теоретики предположили, а ученые подтвердили, что интеллект представляет собой набор относительно стабильных способностей, медленно меняющихся со временем. И хотя интеллект можно рассматривать как потенциал, он не обладает встроенными или неизменяемыми характеристиками. Современные психологи и другие ученые придерживаются мнения, что интеллект вытекает из сложного взаимодействия экологических и генетических факторов. Но несмотря на сотню лет проводимых исследований, это взаимодействие понимается очень плохо и расплывчато. Наконец, интеллект не имеет ничего сугубо биологического или сугубо социального в своей основе. Некоторые авторы предполагают, что интеллект — это любая мера измерения интеллекта».

Абзац выше не дает никакого конкретного описания. И психология является лишь одной из десятка отраслей, связанных с человеческим мозгом, сознанием, разумом, интеллектом.

Наше понимание технологий растет и ширится постоянно, но наше понимание более расплывчатых понятий — интеллекта, сознания, разума — остается смехотворно детским. Технологии готовы вывести нас в эпоху людей на основе компьютера, но нейробиология, психология и философия — нет. И эти пробелы в понимании безусловно замедляют хронологию развития ИИ.

Большинство экспертов, изучающих мозг и разум, соглашаются по крайней мере в двух вещах: мы не знаем, конкретно и единогласно, что такое интеллект. И мы не знаем, что такое сознание.

«Чтобы достичь сингулярности, недостаточно просто заставить сегодняшнее программное обеспечение работать быстрее, — писал соучредитель Microsoft Пол Аллен в 2011 году. — Нам также нужно создать более умные и способные программы. Чтобы создать такого рода продвинутое ПО, нам нужно научно понять основы человеческого сознания, а мы едва ли оцарапали поверхность этого знания».

Определение человеческого интеллекта и сознания остается вотчиной скорее философии, нежели нейронауки. Поэтому давайте размышлять философски.

Сознательное творчество

Маск, Курцвейл и другие сторонники гипотезы технологического сингулярности снова и снова вторят, что нарастающая вычислительная мощь автоматически приведет нас к машинному сознанию и интеллекту человеческого уровня. Они настаивают на том, что чем быстрее развиваются технологии, тем быстрее совершенствуются и другие области науки.

«Я не считаю, что только имея достаточно мощные компьютеры, достаточно мощные аппаратные средства, мы получим интеллект человеческого уровня, — говорит Курцвейл в 2006 году. — Нам необходимо понять принципы работы человеческого разума, как мозг выполняет свои функции. Какое у него программное обеспечение, алгоритмы, содержание? Поэтому мы затеваем грандиозный проект, который я называю обратной инженерией человеческого мозга, он поможет нам понять его механизмы. И тут мы наблюдаем такой же экспоненциальный прогресс, как и в других сферах, например, биологии».

Курцвейл признает необходимость понять человеческий разум прежде, чем точно воссоздать его в машине, но его решение — обратная инженерия мозга — пересекает области нейробиологии, психологии и философии. Она требует слишком многого: будто бы построить мозг — это то же самое, что и построить сознание.

Два этих термина, «мозг» и «сознание», не являются взаимозаменяемыми. Возможно, мы сможем воссоздать мозг; это бесконечно сложная структура, но она остается физической вещью, которую мы однажды сможем полностью картировать, расщепить и заново собрать. Только в этом месяце IBM заявила, что создала рабочий искусственный нейрон, способный распознавать шаблоны в шумных данных и ведущий себя непредсказуемо, как обычный нейрон. Создать нейрон — это, конечно, совсем не то, что создать целый человеческий мозг, но уже начало.

Тем не менее это все еще не сознание, не разум, не мышление. Даже если ученые разработают технологию для создания искусственного мозга, нет никаких доказательств того, что этот процесс будет автоматически генерировать сознание. Нет никаких гарантий, что машина внезапно станет сознательной. О чем говорить, если мы не понимаем природу сознания, на какое чудо надеяться?

Взять хотя бы такой аспект сознания, разума и интеллекта, как творчество. Само по себе творчество — это относительно разносторонняя и мутная вещь; каждый видит его по-своему. Для одного человека творческий процесс включает недели, проведенные в отдельной каюте; для другого он начинается с трех стаканов виски; для третьего творчество лежит в непредсказуемых вспышках вдохновения в последние минуты месяца. Четвертые и вовсе под творчеством понимают сосредоточение в процессе работы, а пятые — в прокрастинации (в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам - Википедия).

Вопрос: будут ли машины с искусственным интеллектом прокрастинировать?

Наверное, нет. Сингулярность предполагает, что в конечном счете ИИ будет в миллиарды раз мощнее человека с точки зрения интеллекта. Вряд ли ИИ оставит себе такие бесполезные штуки, как прокрастинация, мягкий алкоголизм и сосредоточенность. Нет никаких сомнений, что однажды программное обеспечение будет способно выводить красивые, творческие вещи с минимальным (или нулевым) вмешательством человека. Но красивые не означает лучшие. Творчество не всегда бывает осознанным.

Курцвейл, Маск и другие не предсказывали появления бота Tay в Twitter; они лишь говорят о том, что через 20 лет мы скопируем человеческий мозг, засунем его в искусственную коробку и таким образом воссоздадим человеческое сознание. Нет, мы должны создать нечто еще более прекрасное: сознание, чем бы оно ни было, которому не нужно прокрастинировать, чтобы быть творчески продуктивным. Разум, которому не нужно обладать сознанием, чем бы эти два термина ни являлись на самом деле.

Технологический взрыв приближается, но наше понимание психологии, неврологии и философии остается туманным. И все эти области должны работать в гармонии, чтобы приблизить сингулярность. Ученые добились впечатляющих успехов в области технологий в последние годы, и компьютеры становятся все лучше с каждым днем, но более мощный компьютер нельзя приравнивать к прорыву в философском понимании. Точная карта мозга не покажет, что мы понимаем ум.

Прежде чем пытаться что-то воссоздать, необходимо понять, как оно работает. Чуда не произойдет, если мы не разгадаем секреты человеческого разума.



******

В этой статье особое внимание следует обратить на предпоследний абзац:

Технологический взрыв приближается, но наше понимание психологии, неврологии и философии остается туманным. И все эти области должны работать в гармонии, чтобы приблизить сингулярность. Ученые добились впечатляющих успехов в области технологий в последние годы, и компьютеры становятся все лучше с каждым днем, но более мощный компьютер нельзя приравнивать к прорыву в философском понимании. Точная карта мозга не покажет, что мы понимаем ум.

Вопрос, связанный с прорывом в философском понимании - невероятно важный и насущный, потому что от его решения зависит существование нашей цивилизации.

Разобраться с тем, что такое сознание невозможно без выяснения, откуда оно берется, где его источник.

Попытка обнаружить источник сознания имеет очень древние корни. Такие исследования связывают с востоком, где тысячи лет назад Риши или Мудрецы, обратив свой взор вовнутрь, пытались найти ответ на этот вопрос. Некоторым из них это удавалось. Благодаря их рассказам, запомненным учениками, теперь мы имеем философию Вед. Таких Мудрецов называли просветленными. Эти люди обнаружили источник сознания и поведали об этом миру.

Будда и Иисус Христос – одни из тех, кто нашел источник сознания. Их учения оказали огромное влияние на нашу цивилизацию.

Учение древних Риши какое-то время потеряло важность, было забыто. В конце первого тысячелетия Шанкарачарья, на своем опыте постигший источник сознания, вдохнул в это учение новую жизнь. Во многом благодаря ему мы знаем об Адвайте или недвойственности.

Ярким последователем учения Шанкарачарьи является Рамана Махарши, живший на склонах Аруначалы на юге Индии в прошлом столетии. Практически вся жизнь этого удивительного, невероятно скромного и одновременно великого человека известна до мелочей. Сама жизнь этого Мудреца была частью учения. Его присутствие оказывало мощнейшее влияние на тех, кто был готов понять суть учения. Известно множество его последователей, познавших источник сознания или обретших просветление.

Что это за источник сознания, о котором идет речь?

Все просветленные Мудрецы говорят о Единстве или недвойственности. ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДИН ИСТОЧНИК СОЗНАНИЯ – в этом суть Единства, недвойственности или Адвайты. Есть нечто, обладающее способностью осознавать, имеющее разные названия – Парабрахман, Абсолют, Атман, Бог и др. Это Нечто никогда не рождалось и никогда не умрет, Оно вечно существует, у Него нет никаких ограничений, Оно бесконечно, непоколебимо, неуничтожимо, ничем не затронуто, Оно есть все и кроме Него ничего нет. В своем непроявленном состоянии, где нет никаких объектов Оно в своей бесконечности и блаженном покое осознает Само Себя. Поэтому древние Риши называли Его «сат-чит-ананда» или «Бытие-Сознание-Блаженство».

Было бы неправильным использовать местоимение «Оно» для того, что существует в единственном числе, что вечно и бесконечно. Единственное местоимение, приемлемое в этом случае – «Я». Поэтому Само-осознавание Абсолюта в непроявленном состоянии, когда нет объектов, может быть выражено фразой: «Я ЕСТЬ».

Я ЕСТЬ – это способность осознавать. Когда Моисей согласно Библии спросил Бога, как Его называть, то получил ответ: «Я есть То – Я ЕСТЬ».

Я ЕСТЬ – это имя Бога.

Рамана Махарши часто повторял, что философию Адвайты можно выразить одной библейской фразой: «Будь спокоен и знай, что Я ЕСТЬ – Бог».

Я ЕСТЬ или Само-осознавание Абсолюта, являющееся первичным проявлением Его способности осознавать – это свет миру. Это то, что делает возможным существование абсолютно всего, включая и сам Абсолют.

Ничего не может существовать без способности осознавать. Именно способность осознавать делает возможным существование любого объекта, в том числе и того, что осознает. Поэтому Абсолют имеет еще одно имя – Осознавание с большой буквы.

Мы пишем «Осознавание» с большой буквы, потому что ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО ОСОЗНАВАНИЕ или то, что дает способность осознавать. Суть Единства, недвойственности или Адвайты заключается именно в этом.

Само-осознавание Абсолюта, выражающееся в его знании Я ЕСТЬ, имеет еще одно название – Бытие. Осознавание, первичное знание Я ЕСТЬ и Бытие – это одно и то же. Когда об Абсолюте говорят, как о Бытии-Осознавании, то это указывает на то, что Он существует и осознает. Поскольку Абсолют один, без второго, то единственно правильное выражение для осознания бытия Абсолюта: «Я ЕСТЬ».

Бытие-Осознавание в своей, так сказать, изначальной форме, в своей чистоте и глубине ничем не затронуто, вечно и неизменно. Даже исчезновение всей Вселенной не может как-либо повлиять на Него.

В единственном, вечном и бесконечном Бытии-Осознавании из Него Самого посредством Его творческой энергии появляются объекты или формы. Одновременно с появлением объектов появляется время.

Формы или объекты подвержены изменению. Им свойственна либо эволюция, либо разрушение.

По мере эволюции форм или объектов на определенном этапе появляется сознание – осознание себя в качестве какой-то формы или объекта. Например, если взять историю зарождения жизни на Земле, то сначала было царство минералов, затем появились простейшие организмы, водоросли и растения. Постепенно они эволюционировали, усложнялись, развивались. Так появились рыбы, пресноводные, птицы, млекопитающие и наконец, человек. По мере усложнения форм, также усложнялось и присущее им сознание.

В любом случае сознание основано на осознании себя в качестве какой-либо формы. Насекомым свойственно примитивное сознание, птицам и животным – более сложное. Самое развитое сознание из всех форм на Земле принадлежит человеку.

Здесь следует вспомнить то, о чем говорили и говорят Мудрецы. Есть только один источник сознания – то, что дает способность осознавать абсолютно всем формам – единственное Бытие-Осознавание. Эта способность осознавать себя в качестве формы проявляется знанием: «Я есть что-то». В минералах она не выражена, в насекомых выражена очень слабо, в птицах, животных и человеке она выражена гораздо сильнее. Способность осознавать или «я есть» принадлежит единственному Бытию-Осознаванию, «что-то» принадлежит форме. Другими словами, речь идет об отождествлении Бытия-Осознавания с объектом – птицей, животным, человеком. Такое отождествление Бытия-Осознавания с формой называется «сознанием».

Мы говорим, что минералы не обладают сознанием. Минерал, как форма недостаточно развит, чтобы в этом примитивном виде Бытие-Осознавание осознало себя в качестве минерала. Насекомые – это более развитые формы, мы говорим здесь о каком-то начальном сознании. У животных сознание более развито. Бытие-Осознавание, отождествленное с формой человека имеет еще более развитое сознание. Таким образом, по мере усложнения форм, сознание эволюционирует, в то время, как Бытие-Осознавание, которое как бы одалживает формам способность осознавать, вечно остается неизменным.

Человеческое сознание – это не последняя ступень эволюции сознания. Мы знаем о высших цивилизациях, об ангелах и архангелах, у которых сознание развито гораздо больше. Процесс эволюции сознания бесконечен.

Вернемся теперь к началу статьи, где говорится о создании искуственного интеллекта. Возможно ли создание искусственного интеллекта? Конечно, да. Если создать форму, наделенную способностью получать информацию из окружающего мира, снабдить ее программным обеспечением, позволяющим этой форме выделить себя из окружающего мира, когда для нее появятся «я» и другие, то одновременно с этим в ней возникнет сознание. Уровень сознания будет определяться качеством заложенной в эту форму программы.

Способность осознавать, присущая искусственному интеллекту будет той же самой способностью осознавать, которая принадлежит птицам, животным и человеку. Само-осознавание «Я есть» в форме, обладающей искусственным интеллектом, будет в точности тем же, что и в каждом из нас. Сознание отличается, способность осознавать – одинакова.

Сознание возникает в результате отождествления Бытия-Осознавания с определенной формой. При этом появляются «я» и другие. Сознание развивается, эволюционирует благодаря взаимодействию с другими формами. Причем на ранних стадиях эволюция сознания неизбежно связана с борьбой за существование, которую мы наблюдаем в растительном мире, в мире насекомых, в мире птиц, в мире животных и в более сложной форме – в мире людей. Еще раз, борьба за существование – неизбежный этап эволюции сознания.

На определенном этапе сознание у одной из форм может развиться настолько, что эта форма будет в состоянии уничтожить мир, в котором она живет. Человечество сейчас как раз находится на этом этапе. Это очень важный и сложный этап. У нас есть свидетельства того, что многие цивилизации древности были разрушены и не смогли преодолеть этот сложный период.

Вся борьба за существование, борьба за лучшую жизнь, стремление быть счастливым за счет других существуют потому, что есть «я» и есть другие. Маленькое «я» в данном случае – это отождествление Бытия-Осознавания с конкретной формой.

У Бытия-Осознавания кроме способности осознавать есть еще одно неотъемлемое качество, которое нам всем хорошо известно – Любовь. Любовь для Бытия-Осознавания – это нечто вроде гравитации в нашем мире. Она позволяет Единству быть и не дает рассыпаться Ему на мелкие кусочки.

Бог есть Любовь.

Существование высокоразвитой цивилизации, существование высокоразвитых форм сознания совершенно невозможно без распознания Единства, без распознания Любви, лежащей в Его основе.

Величайшие Мудрецы приходили в этот мир, чтобы указать путь к Единству, путь к Любви. Если не следовать этому пути, то неизбежно саморазрушение нашей цивилизации.

Проблема опасности, исходящей от искусственного интеллекта – это проблема, над которой бьется человечество в течении всего своего существования. Это проблема, которая кроется за разделением на «я» и другие. Это проблема, которая заключается в невежестве или незнании нашей истинной природы – Бытия-Осознавания-Любви.

Для получения искусственного интеллекта создаются специальные программы. В этих программах заложен некоторый уровень сознания, который определяется людьми, создающими эти программы. Невероятно важно, чтобы такие люди обладали высочайшим уровнем сознания, чтобы они знали суть недвойственности и вложили в искусственный интеллект сознание, основанное на понимании Единства и Любви. В этом случае искусственный интеллект не может быть опасным и технологическая сингулярность и объединение людей с машинами могут принести только еще большую радость творчества.

Прорыв в философском понимании – это не нечто новое, это привнесение в нашу жизнь учения недвойственности древних Риши. Это единение Востока и Запада, Шивы и Шакти, распознание нашей истинной природы, источника сознания – Бытия-Осознавания-Любви и использование на основе этого распознания наших творческих способностей.

































WEB © Nataris-studio 2012