Почему существует проявленный мир?  
Для ответа на этот вопрос следует разобраться, что значит «проявленный» и что значит «существует».

Слово «проявленный» указывает на то, что есть нечто, откуда мир проявляется. У этого «нечто» есть разные названия – Парабрахман, Абсолют, Бог, Абсолютная Реальность, Сердце, Бытие-Осознавание-Блаженство, Источник. Это «нечто» является основой проявленного мира и его субстанцией.

Часто говорят, что мир проявляется из Источника подобно тому, как паук производит паутину из самого себя. Еще процесс проявления мира сравнивают с появлением изображения на экране. Изображение никогда не бывает отлично от экрана. Изображение – это экран, раскрашенный разными красками. Если экран не светится, то на нем нет никаких изображений. В этом случае мы можем увидеть экран в чистом виде.

Экран в чистом виде, когда на нем нет никаких изображений – это аналог непроявленного Источника или Абсолюта. Конечно, здесь есть огромная разница, в первую очередь в том, что Абсолют или Источник – Само-осознающий. Ему не нужен кто-то, чтобы увидеть появление или исчезновение изображения или проявленного мира. Абсолют Сам является видящим и видимым.

Мы называем Абсолют Абсолютом, потому что Он вечен, неизменен, бесконечен, не имеет никаких ограничений, Он включает в Себя все, одновременно оставаясь за пределами всего, кроме Него ничего нет и не может быть.

Было бы неправильно сказать, что у Абсолюта в непроявленном состоянии нет никаких качеств. Первейшим качеством Абсолюта является способность осознавать.

Способность осознавать – это свет миру. Благодаря этой способности возможно существование не только проявленного мира но и самого Абсолюта. Без способности осознавать ничего нет и не может быть. Когда говорят, что есть нечто, что дает способность осознавать, то забывают, что Абсолют вечен, бесконечен и Один, без второго. Невозможно выйти за пределы вечности и бесконечности и кто может это сделать в единственном Абсолюте, кроме Него? Абсолют самодостаточен.

В своем непроявленном состоянии, когда нет никаких объектов, Абсолют осознает Сам Себя. Когда мы говорим о Единстве, то имеем в виду, что Абсолют – один, без второго. Нельзя сказать об Абсолюте: «Он». Единственно возможное местоимение для единственного Абсолюта – Я.

Субъективно непроявленное состояние, в котором нет никаких объектов переживается, как Бытие, осознающее Себя в блаженстве. Это не чье-то Бытие, а наше собственное истинное Я или чувство Я ЕСТЬ в чистом виде без дополнений «кто-то» или «что-то». Это истинное Я или чистое Я ЕСТЬ – Само-осознавание Абсолюта.

Каждое без исключений существо в проявленном мире одалживает способность осознавать у Абсолюта. Абсолют имеет монополию на способность осознавать, поэтому Его называют Осознаванием с большой буквы. Есть только одно Осознавание.

В своем непроявленном состоянии, в котором отсутствуют объекты, Абсолют осознает Сам Себя. Субъективно это переживается, как чувство Я ЕСТЬ, простирающееся в бесконечность, наполненное глубочайшим покоем и тонким блаженством, ничем не затронутое, вечное и незыблемое.

Это состояние называют осознанным глубоким сном, еще его именуют нирвикальпа самадхи. Слово «нирвикальпа» значит, что нет никаких различений или что это – безобъектное состояние.

Здесь следует задуматься над тем, что в непроявленном состоянии нет никаких объектов. По другому не может быть, потому что появление объектов и проявленное состояние – одно и то же.

Очень важным является понимание того, что в безобъектном состоянии нет времени. Время напрямую связано с наличием объектов и их движением. Без объектов нет никакого движения, и соответственно, нет времени.

Итак, В НЕПРОЯВЛЕННОМ СОСТОЯНИИ НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВРЕМЕНИ.

Непроявленное или безобъектное состояние – безвременно, или как еще говорят, оно – за пределами времени.

Само-осознавание Абсолюта, Я ЕСТЬ в чистом виде – вечно и неизменно, и как мы только что выяснили, оно – безвременно.

Здесь следует вспомнить о вечном «Сейчас», которое также находится за пределами времени или безвременно.

«Сейчас», Я ЕСТЬ в чистом виде, Осознавание или Само-осознавание Абсолюта – это одно и то же. Поэтому «Сейчас» также, как и чистое Я ЕСТЬ является дверью, порталом к Абсолюту.

Еще раз, в непроявленном состоянии нет и не может быть времени.

Непроявленное состояние не имеет длительности. Это даже не бесконечно малый момент во времени, это также и не миллиард или сколько угодно лет. В непроявленном состоянии время напрочь отсутствует.

О каком начале и конце, рождении и смерти может идти речь там, где нет времени?

Мы можем говорить только о вечности.

Разве может быть хоть какое-то изменение там, где нет объектов?

Абсолют в непроявленном состоянии вечно существует в своей неизменности: «Я один есть».

Слово «существует» указывает на Само-осознавание. Никакое существование невозможно без осознавания того, что Я есть.

Вечный, неизменный, бесконечный Абсолют в своем непроявленном состоянии осознает Сам Себя в блаженстве покоя. Он абсолютно самодостаточен, Ему ничего и никого не нужно, чтобы пребывать в состоянии блаженного покоя. Мы могли бы назвать это счастьем, которое ни от кого и ни от чего не зависит. Это то счастье, к которому мы стремимся, пытаясь избавиться от страданий. Это нирвана буддистов. Достижение этого состояния называют просветлением. Страдание здесь невозможно.

В этих словах нет ничего нового. Мы много раз слышали об этом из уст Мастеров. Многие из нас проводят годы и десятилетия в различных практиках для достижения состояния осознанного глубокого сна или нирвикальпа самадхи, или буддистской нирваны. Некоторым посчастливилось пережить это состояние и к таким людям пришло понимание, что за непроявленным безобъектным состоянием всегда следует возвращение проявленного мира, каким бы он не был.

Сказать, что непроявленное безобъектное состояние временное – неверно. Правильно говорить о безвременном безобъектном состоянии. Ум не может понять безвременное состояние, поскольку ум сам – порождение времени. Ум не может существовать в отсутствии объектов и времени. Ум или отождествление с каким-либо объектом (в нашем случае – телом) в непроявленном состоянии Абсолюта растворяется в своем источнике – безвременном безобъектном Бытии-Осознавании, чистом Я ЕСТЬ, истинном Я. Именно поэтому такое состояние связывают с исчезновением ума.

Парадоксом, который довольно трудно понять является то, что непроявленное безобъектное, безвременное, так сказать, базовое состояние Абсолюта само по себе невозможно. Непроявленный Абсолют может существовать только в паре с проявленным миром или умом, который порождает этот мир.

Здесь снова можно вспомнить о том, что Шива (Абсолют, Бытие-Осознавание) не может быть без Шакти (творческой способности Шивы, творческой энергии, воображения, ума).

Само наше существование, существование этой Вселенной и множества других, существование астрального, ментального и иных миров – все это говорит о том, что Шива не может быть без Шакти.

Если бы целью Абсолюта (если так можно сказать) было бы достижение счастья блаженного покоя в Самом Себе, то не было бы никакого проявленного мира, включая и тот, в котором мы живем. У Абсолюта нет начала и нет конца. Здесь речь идет не о миллиардах миллиардов лет по нашему исчислению. Если следовать логике ума, то состояние блаженного покоя уже давно было бы достигнуто Абсолютом и не было бы никакой, так сказать, необходимости в проявленном мире. Все существа «давно» бы уже достигли просветления и погрузились бы в нирвану безобъектного, безвременного покоя.

Но этого нет! Почему-то существует этот вечно меняющийся мир и множество других вечно меняющихся миров.

Еще одним доводом в пользу того, что Абсолют не может существовать только в Своем непроявленном, безобъектном, безвременном состоянии является то, что субъективно состояние глубокого сна или безобъектное, безвременное состояние не имеет длительности. Если я засну глубоким сном, то совершенно неважно, сколько времени пройдет в проявленном мире, нашем или каком-то другом, - можно назвать любое число лет – между моментом погружения в глубокий сон и моментом просыпания не будет никакой продолжительности. Момент просыпания означает возвращение в проявленный мир. Здесь снова следует вспомнить о том, что существует наш мир и множество других миров.

Можно подойти к этому вопросу с несколько иной стороны. Стремление к счастью блаженного покоя Абсолюта вызвано желанием избавиться от страданий.

Если говорить об избавлении от страданий, то познание или правильней сказать вспоминание нашей истинной природы – безвременного, безобъектного, вечного, бесконечного и неизменного Абсолюта, Бытия-Осознавания, чистого Я ЕСТЬ, истинного Я – это единственный кардинальный способ. Так, чтобы навсегда.

Но само по себе счастье блаженного покоя недвижимого, незатронутого, вечного и неизменного Бытия-Осознавания – всегда одно и то же. Если мы его забыли отождествившись с телом, и затем вспомнили, оно может засиять радостью, любовью, блаженством – теми чувствами, которые часто сопровождают такое вспоминание, называемое просветлением. Но это яркое выражение чувств всегда временное, затем оно постепенно или довольно быстро затухает и становится чем-то обычным. Происходит привыкание. Происходит возвращение в спокойное русло.

Такое состояние можно назвать отсутствием страданий, и в этом смысле – счастьем.

Интересно, зачем же все-таки Абсолюту проявленный мир? Пребывай себе вечно в состоянии блаженного покоя, при котором нет страданий, так нет же вот он, проявленный мир, здесь как здесь.

Наверное счастье блаженного покоя, которое переживается в безобъектном непроявленном состоянии Абсолюта – это еще не то полное Счастье, которое возможно.

Есть еще одна составляющая Счастья, которая многим из нас хорошо известна. Это радость творчества.

Мы знаем множество примеров, когда люди науки, искусства, многие путешественники и исследователи ради этой радости творчества не спали днями и ночами, голодали, подвергали свою жизнь опасности и даже жертвовали ею.

Эта радость творчества выражена в библейских словах Бога, сотворившего мир: «И сказал Он, что это хорошо».

Эта очень важная составляющая Счастья заключается в том, что Абсолют (Шива) творит! И происходит это посредством его творческой энергии (Шакти) – воображения или разума (ума).

Вспомним снова, что Шива не может быть без Шакти. Поэтому говорят, что Шива и Шакти в экстазе вечного танца Любви творят проявленный мир.

В стремлении избавиться от страданий однажды мы вспоминаем свою собственную истинную природу – безвременное, бесконечное, ничем не затронутое, блаженно спокойное Бытие-Осознавание, Я ЕСТЬ в чистом виде. Одновременно с этим мы учимся пользоваться нашим инструментом для творчества – разумом. Поначалу использование этого инструмента связано со страданиями, потому что мы принимаем себя за этот инструмент. В результате просветления мы перестаем быть рабами ума, но используем его по назначению.

Единственным способом освободиться от неволи является распознание себя в качестве источника ума – Бытия-Осознавания. Так мы избавляемся от страданий и заполучаем инструмент с безграничными возможностями. У воображения нет пределов.

Очень важным на этом пути является то, что распознание себя в качестве единственного Бытия-Осознавания, Абсолюта, Бога является предохранителем от неправильного, деструктивного и разрушительного использования невероятно мощного инструмента. Такое распознание приводит к пониманию и чувствованию Единства, настоящей Любви, когда ненависть невозможна в принципе, когда нет желания навредить другим, потому что нет других.

Отсутствие страдания и вечная радость творчества – это то, что называется раем или Царствием Небесным. Здесь удивительным образом сочетаются блаженный покой, незатронутость, безграничность, невозможность страданий непроявленного Абсолюта и проявление Его бесконечных творческих способностей - вечно меняющийся мир со всем его множеством и разнообразием: «Я в мире сем, но не от мира сего».

Известная фраза советского писателя гласит: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Мы немножко изменим эту формулировку: «Человек создан для поисков счастья, как птица для полета». Потому что обрести настоящее счастье человек может только обнаружив, кто он есть на самом деле.

Наше воплощение на Земле в качестве людей – это своеобразная школа, где мы учимся быть счастливыми. Каждый из нас по-своему понимает, что такое счастье, каждый находится в своем классе. Все мы движемся в одном и том же направлении – мы хотим избавиться от страданий и быть счастливыми. Все мы по разному понимаем, что такое счастье и поэтому в соответствии с нашим пониманием как бы находимся в разных классах

Жизнь преподносит нам уроки, которые мы должны выучить. Сдав экзамен, мы переходим в следующий класс. Бывает так, что мы застреваем в одном классе на несколько жизней или проходим программу заново в, так сказать, младших классах. Мы движемся от ненависти к постижению любви, от дисгармонии к гармонии, от двойственности и разделения к Единству. Совершенно невозможно не идти по этому пути, нас подталкивает к этому страдание. Мы хотим избавиться от него и учимся, как это сделать. Это долгий, но неизбежный путь. Мы учимся быть счастливыми.

Однажды к нам приходит понимание, кто мы есть на самом деле, что я – не просто человек, а Я – Бытие-Осознавание, играющее роль человека. Когда это понято полностью и окончательно не только на уровне ума, но и на уровне чувств, когда мы освобождаемся от склонностей и тенденций обрести счастье за счет чего-то в проявленном мире, то мы, так сказать, сдаем выпускной экзамен начальной школы по избавлению от страданий.

Сдавший экзамен - уже не совсем человек, можно назвать его человеком, постигшим свою божественную суть. На этом познание настоящего Счастья не заканчивается. В полном распоряжении такого бого-человека невероятно мощный инструмент – воображение или разум. Он творит вечно, не зная страданий, и радуется своему творчеству. Он счастлив и все еще учится быть счастливым, потому что познанию Счастья нет конца, также, как нет конца бесконечному воображению, как нет конца тому, что называется Богом или Абсолютом.







P.S. Padamalai, p. 282

Это ссылка на Шиваитскую философскую идею, которая содержится в Шиваджняна Сиддияр, 2:77:

Шива породил Шакти, а Шакти дала рождение Шиве. Эти двое объединились с восторгом, порождая мир и всех существ. Несмотря на это, Шива является брахмачари, а Шакти - девственница. Эта истина будет известна только Джняни, которые получили милость Шивы путем тапаса.

21 Все формы — это только формы шакти. Нет формы для Господа, Шивама.

22 Восемь форм (ашта муртам) — это все формы шакти. Для Шивама, Атма-сварупы, нет формы, нет и следа ее.

Восемь форм — это пять элементов, солнце, луна и индивидуальная душа.

23* Она (Шакти) не существует отдельно от Него (Шивы); также и Он не существует отдельно от Нее.

24 Падам, говоря правду, предупреждает: Отделять друг от друга Его и Ее ошибочно.

25 Если мир и Шивам - разные сущности, почему тогда Джняни объявляют, что мир - это Шива-сварупа?

Эти три стиха представляют новый аспект учения Бхагавана. Поскольку шакти является неотъемлемой частью Шивама, можно также сказать, что мир — это проявление Шивама. Таким образом, можно сказать, что он реален. Хотя Бхагаван обычно учил, что мир нереален, он иногда отмечал, что его можно рассматривать как реальный, если относиться к нему, как к проявлению или видимости в Истинном Я, а не как к реальному внешнему физическому объекту, воспринимаемому органами чувств.

*******

Рамана Махарши: На уровне духовного искателя вы должны говорить, что мир – иллюзия. Другого пути нет. Когда человек забывает, что он – Брахман, реальный, постоянный и вездесущий, и обманывается, мысля о себе как о теле во вселенной, наполненной преходящими телами, и трудится под этим заблуждением, то вам надо напомнить ему, что мир нереален и обманчив. Почему? Потому что его взгляд, забывший свое собственное Я, пребывает во внешней, материальной вселенной. Он не повернется вовнутрь для интроспекции, пока вы не внушите ему, что вся эта внешняя, вещественная вселенная – нереальна. Как только такой человек реализует Себя, он познает, что здесь нет ничего иного, кроме его Я, и станет рассматривать цельную вселенную как Брахмана. Без Истинного Я вселенной нет. Пока человек не видит Истинное Я, которое есть источник всего, но смотрит лишь на этот внешний мир как реальный и постоянный, вы должны сказать ему, что эта внешняя вселенная суть иллюзия. Вы не можете уйти от этого. Читая газету, вы видите только текст, но не замечаете бумаги, на которую он нанесен. Однако бумага всегда здесь независимо от того, напечатано на ней что-либо или нет. Тем, кто считает шрифт реальностью, необходимо объяснить, что он иллюзорен, ибо лежит на бумаге. Мудрец воспринимает и бумагу, и текст как одно. Точно так же дело обстоит с Брахманом и вселенной.

И: Поэтому мир реален, когда он переживается как Истинное Я, и нереален, когда видится отдельными именами и формами?

Р.М.: Как дым скрывает огонь, так и собрание имен и форм, мир, загораживает сияющий свет Сознания. Когда с помощью сострадательной Божественной Милости ум становится чистым, природа мира познается не как иллюзорные формы, а единственно как Реальность.

Только те, чьи умы лишены пагубной силы майи, отбросившие знание мира, не привязанные к нему и посредством этого добившиеся Знания самосветящейся высочайшей Реальности, могут правильно понимать смысл утверждения: «Этот мир Реален». Если человек переходит к точке зрения истинного Знания, то мир пяти элементов, начиная с эфира (акаша), будет реальным, бытием высочайшей Реальности, которая есть сущность Знания.

Первоначальное состояние этого пустого мира, сбитого с толку и загроможденного многочисленными именами и формами, есть Блаженство, которое едино, словно желток яйца у многоцветного павлина. Познайте эту Истину пребыванием в состоянии Истинного Я.

*********

"Падамалаи", изд. "Ганга", стр. 413

Вопрошающий: «Высший Дух (Брахман) реален. Мир (джагат) — иллюзия», — это классическое утверждение Шри Шанкарачарьи. Тем не менее другие говорят: «Мир — это реальность». Это правда?

Бхагаван: Оба утверждения верны. Они относятся к различным стадиям развития и говорятся с учетом разных точек зрения. Ищущий (абхьяси) начинает с определения «то, что реально, существует всегда»; затем он устраняет мир как нереальный, поскольку он меняется. Он не может быть реальным; «Ни это, ни то!». Ищущий в конечном итоге достигает Истинного Я и находит Единство как преобладающий тон. Тогда то, что первоначально было отклонено как нереальное, будет признано частью Единства. Будучи поглощен Реальностью, мир также реален. В реализации Истинного Я есть только Бытие и ничего, кроме Бытия.






**********























WEB © Nataris-studio 2012