Сайт переехал по адресу: IAMNESS.RU
Рамана Махарши. Нирвикальпа самадхи  
Отрывок из "Гуру Вачака Коваи"


893. Просто не осознавать различия (викальпы) во внешнем мире – это еще не знак реального нирвикальпа самадхи. Высшее нирвикальпа самадхи – это несуществование различий в уме, который мертв.

Садху Ом: У многих людей создается неверное впечатление, что в нирвикальпа самадхи человек должен оставаться инертным как бесчувственное бревно, не зная ни тела, ни мира. После пребывания в течение некоторго времени (дней, месяцев или даже лет) в такого рода состоянии, которое именуется кашта нирвикальпа или кевала нирвикальпа самадхи, телесное сознание человека будет возвращаться, вследствие чего ум будет становиться эксравертированным, и под влиянием прошлых тенденций (васан) будут пробуждаться все пороки, вроде вожделения и гнева. Этот вид самадхи, представляющий собой опыт, который может случаться на ранних стадиях практики определенных садхан – лишь временная приостановка ума (мано-лайя). Однако правильный вид нирвикальпа самадхи – это уничтожение ума (мано-наса), необратимое разрушение основной викальпы «я есть тело». Это состояние истинного знания, именуемое схаджа нирвикальпа самадхи.

Кашта нирвикальпа самадхи можно сравнить с состоянием сосуда, подвешенного на веревке под водой в колодце. Подобно сосуду, погруженному в воду, ум погружен в лайю. Но сосуд в любое время может быть вытащен с помощью веревки. Точно так же, поскольку ум не уничтожен, он в любое время может быть вытащен наружу своими васанами и принужден блуждать под их влиянием. Но в сахаджа нирвикальпа самадхи ум растворяется в истинном Я и теряет свою форму или индивидуальность, подобно соляной фигурке, погруженной в океан. Поэтому он не может снова пробудиться. Только сахаджа нирвикальпа самадхи, в котором ум уничтожается – это настоящее самадхи.

894. Самадхи – это пребывание в своем естественном сознании «Я есть». Освобождаясь от осознания, смешанного с дополнениями («я есть то-то и то-то», «я есть тело», «я - человек», «я есть это или то» и так далее), твердо пребывай в этом безграничном (свободном от дополнений) состоянии (настоящего самадхи).

895. Великие мудрецы говорят, что состояние равновесия, которое лишено «я» (эго, «я есть это или то») – это мауна-самадхи, вершина знания (джнянанта). Пока не достигается это мауна-самадхи, "я есть то (Я есть)", ставь своей целью уничтожение эго.

896. В отличие от восхода и заката «я» (эго), истинное Я всегда остается сияющим. Поэтому отвергай и тем самым уничтожай ложное первое лицо «я (такой-то и такой-то)» и сияй как реальное «Я» (истинное Я).


Садху Ом: Смешанное осознавание, возникающее как «я – такой-то и такой-то», «я есть это» или «я есть то» - это ложное первое лицо или эго. Но существование-сознание, которое одно лишь сияет как чистое «Я есть» - это истинное Само-сознание, лшенное всех трех лиц, первого, второго и третьего. Поэтому Шри Бхагаван наставляет нас пребывать как истинное Я, уничтожая эго.

897. О, мой ум, который страдает (или который утратил свою реальную природу), думая «я - джива», ты будешь снова ввден в заблуждение, если ты думаешь или размышляешь «я – Бог» («я – Брахман» или «я – Шива»). (Потому, что) в высшем состоянии ничто не существует как «я (есть то или это)», но только одно истинное Я (Я есть), Сердце (которое всегда существует как оно есть).

Садху Ом: Чувство «я – человек» это просто мысль. Это форма эго. Следовательно, если человек начинает думать или размышлять «я – Брахман» или «я – Шива» или «я – Он», это тоже будет просто мысль, еще одна форма того же самого эго. Поэтому, так как это лишь еще один вид мысли, человек не может тем самым освободиться от мыслей и достичь состояния истинного Я, чья форма – просто существование (сат). Поэтому Шри Бхагаван предостерегает, что человек, размышляющий «я – Брахман», в конце будет обманут.

898. Прочно установившееся состояние, в котором безмолвный ум (ум, лишенный мыслей) имеет непрерывный опыт (чистого сознания) – это самадхи. Такой успокоенный ум, который обладает достижением неограниченного высшего Я – это сущность Божественности.

Садху Ом: Волна – это волна, пока она движется; когда та же самая волна успокаивается неподвижно – это океан. Сходным образом, ум – это ум, пока он движется и является ограниченным; когда ум становится неподвижным и неограниченным – это Бог или Брахман. Тамильское слово «Кадавул» (Бог) буквально означает «каданду-улавар» (Тот, кто существует, превосходя); поэтому наше собственное реальное состояние, истинное Я, которое превосходит все дополнения, вроде «это» или «то» - это Бог (Кадавул).

899. Слушай, как достичь реальности внутри, которая пребывает (как «Я есть») в знании (уме) как знание для знания (т.е. как истинное Я, дающее свет уму): тщательно исследовать и познавать знание, познающее объекты (ум) посредством того же самого знания (вопрошающего «Что это?» или «Кто я?») – это средство пребывать внутри (как реальность).

Садху Ом: См. вторую строку стиха 6 Шри Аруначала Аштакам, в которой Шри Бхагаван поет: «Подобно тому, как шлифуют драгоценный камень, если ум шлифровать на камне, именуемом умом, чтобы освободить его от изъянов, он будет сиять с блеском Твоей Милости». То есть, только когда ум внимает самому себе, он будет освобождаться от изъянов и тем самым сиять как реальность, чистое «Я есть». Уделяя внимание второму и третьему лицам, ум будет лишь накапливать загрязнения. Поэтому, занимаясь любой другой деятельностью или садханой, нежели Само-внимание (внимание к истинному Я), ум никогда не умрет. Он умрет только когда внимает своей собственной форме, чтобы выяснить «Что я?» или «Кто я?». Шрги Бхагаван открыл эту истину из своего собственного непосредственного опыта. Размышление о чем угодно или исследование чего угодно, кроме ума – это не интроверсия (антармукхам) и не средство познания реальности. Только Само-внимание – практика сосредоточения ума на чувстве «Я» первого лица единственного числа – будет топить ум в истинном Я и тем самым уничтожать его. Следовательно, это единственный путь достижения реальности и пребывания как реальность.

900. Прочное пребывание как «Я есть Я», без какого бы то ни было движения ума – это достижение Божественности (Шиватвасиддхи). (Потому что) сияние подлинно прочно установленного состояния знания (знания истинного Я), где не существует ничего иного, чем это (знание) – это чистый Шива, разве нет?

901. Великолепие сознания-блаженства в форме одного осознавания, равно сияющего внутри и снаружи – это высшая и блаженная первичная реальность, форма которой - Безмолвие, и которую Джняни провозглашают окончательным и нерушимым состоянием истинного знания.

Садху Ом: Из-за того, что тело, которое ограничено во времени и пространстве, ошибочно принимают за «я», всякий чувствует «я только внутри тела и не снаружи». Если тело не принимается таким образом за «я», не будет места для чувства различия между «внутри» и «вне» (см. стих 251). В такого рода состоянии, Само-осознание «Я есть», которое сияет как одно сознание, лшенное «внутреннего» и «внешнего», само является истинным знанием (мей-джняна) целой и совершенной изначальной реальности.

WEB © Nataris-studio 2012