Рамана Махарши о состоянии Джняни - бодрствующем сне  
Padamalai, p. 182


Бхагаван иногда сравнивал состояние истинного Я и состояния сна, поскольку ум и мир отсутствуют в них обоих. Однако, как Бхагаван объясняет в следующем диалоге, есть существенные различия между ними:

Вопрос: Является ли человек ближе к чистому Сознанию в глубоком сне, чем в бодрствующем состоянии?
Бхагаван: Состояние сна, сновидения и бодрствования — это всего лишь явления, появляющиеся в Истинном Я, которое само по себе неподвижно и является состоянием простого осознавания. Может ли человек в любой момент остаться в стороне от Истинного Я? Этот вопрос мог бы возникнуть, только если бы это было возможно.
Вопрос: Разве часто не говорят, что человек ближе к чистому Сознанию в глубоком сне, чем в бодрствующем состоянии?
Бхагаван: Вопрос может быть также таким: Ближе ли я к себе во сне, чем в бодрствующем состоянии? ...
Вопрос: Условно говоря, не ближе ли состояние сна к чистому Сознанию, чем бодрствующее состояние?
Бхагаван: Да, в этом смысле: При переходе от сна к бодрствованию должна возникнуть «я»-мысль; ум вступает в игру; возникают мысли; а затем организм начинает функционировать; все это вместе заставляет нас сказать, что мы бодрствуем. Отсутствие всех этих изменений является характеристикой сна и, следовательно, ближе к чистому Сознанию, чем бодрствующее состояние.

Но в связи с этим человеку не следует желать всегда быть во сне. В первую очередь, это невозможно, потому что это будет обязательно чередоваться с другими состояниями. Во-вторых, это не может быть состоянием блаженства, в котором пребывает Джняни, так как Его состояние является постоянным и не чередующимся. Кроме того, состояние сна не признается людьми состоянием, при котором нечто осознается; мудрец же всегда осознает. Таким образом, состояние сна отличается от состояния, в котором находится мудрец.

Более того, состояние сна свободно от мыслей и от впечатления, которое они производят на индивидуума. Оно не может быть изменено волей человека, потому что в таком состоянии усилие невозможно. Поэтому, хотя это состояние ближе, к чистому Сознанию, оно не годится для приложения усилий, чтобы реализовать Истинное Я

Стимул для понимания может возникнуть только в бодрствующем состоянии и усилия также могут быть приложены только тогда, когда человек проснулся. Мы знаем, что мысли в бодрствующем состоянии формируют препятствие к достижению спокойствия сна. «Успокойтесь и познайте, что Я есть Бог». Таким образом, спокойствие является целью ищущего. Единичное усилие остановить хотя бы одну мысль даже на мгновение требует долгого пути, чтобы достичь состояния покоя. Требуется усилие и это возможно только в состоянии бодрствования. Здесь есть усилие, также есть осознавание; мысли успокоены; так что, спокойствие сна достигнуто. Это состояние Джняни. Это ни сон, ни состояние бодрствования, но состояние, промежуточное между ними. Существует осознавание бодрствующего состояния и спокойствие сна. Это называется джаграт сушупти (бодрствующий сон). Назовите это бодрствующий сон или сон бодрствования или бессонное бодрствование или беспробудный сон. Это не то же самое, что сон или бодрствование, взятые отдельно. Это атиджаграт (за пределами бодрствования) или атисушупти (за пределами сна). Это состояние совершенного осознавания и совершенного покоя, вместе взятые. Оно расположено между сном и бодрствованием; это также интервал между двумя последовательными мыслями. Это источник, из которого появляются мысли; мы видим это, когда просыпаемся ото сна. Другими словами, мысли берут свое начало в спокойствии сна. Мысли создают все различие между спокойствием сна и суматохой пробуждения. Перейдите к корню мыслей и вы достигнете спокойствия сна. Но вы достигнете этого путем поиска с полной отдачей сил, то есть, с совершенным осознанием. 6

17 Что за проблема для тебя оставаться упрочившимся в блаженном сне сварупы, есть пищу, которая приходит к тебе без усилий посредством прарабдхи?

Вопрос: В чем смысл пребывания в бодрствующем сне?
Бхагаван: Это состояние Джняни. Во сне наше эго находится в подсознании и органы чувств не активны. Эго Джняни мертво и Он по собственному желанию или с пониманием, что Он не является деятелем, не предается никакой чувственной активности. Итак, Он спит. В то же время Он не бессознателен, как во сне, но полностью пробужден в Истинном Я; так что Его состояние не знает сна. Этот бессонной сон, бодрствующий сон, или назовите как угодно, является турией (четвертым), состоянием Истинного Я, на котором, как на экране, все три авастхи, бодрствование, сновидение и сон, проходят, оставляя сам экран без изменений. 7

Padamalai, p.184

Бхагаван: Это не тело желает получить милость. Поэтому ясно, что это Осознавание, которое сияет здесь как «ты». Для тебя, кто есть природа Осознавания, во время сна нет связи с телом, чувствами, жизненной силой (праной) и умом. Проснувшись, даже без твоего ведома ты отождествляешь себя с ними. Это твое переживание. Все, что тебе нужно сделать в дальнейшем - это увидеть, что ты не отождествляешь себя с ними. В состояниях бодрствования и сновидения постарайся оставаться таким, каким ты был в состоянии глубокого сна. Так как ты по природе непривязан, тебе придется преобразовать состояние невежественного глубокого сна, в котором ты был бесформенным и непривязанным, в сознательный глубокий сон. Делая только это, ты можешь оставаться упроченным в твоей истинной природе. Ты никогда не должен забывать, что это переживание придет только путем долгой практики. Это переживание сделает понятным, что твоя истинная природа не отличается от природы Бога. 8




















WEB © Nataris-studio 2012