Рамана Махарши. То, что достойно достижения  
Стихи 1012 и 1015 из "Гуру Вачака Коваи"


1012. Знай – то, что достойно <достижения>, это только Безмолвие, которое представляет собой просто истинное Я, когда неверное знание «я» умерло как неведение <аджняна>. Если ты спрашиваешь: «Почему <это так>?», то <это потому, что состояние Безмолвия> – это пространство <Джняны>, в котором не существует ничего, чтобы желать и <тем самым> быть причиной страдания.

Майкл Джеймс: Желание – это единственная причина страдания, и оно может возникать только если существует что-то иное, чем ты сам. Поэтому, так как Безмолвие, состояние истинного Я – это просто пространство сознания, в котором не существует ничего иного, чем истинное Я, только оно достойно достижения. Для достижения этого Безмолвия, эго, неверное знание «я есть тело», должно быть уничтожено, оказавшись ни чем иным, как несуществующим неведением.


1015. Субъект для Парашакти, выступющий как предикат, имея в качестве объектов все, познаваемое пятью – вкусом, обонянием, зрением, слухом и осязанием – это пространство Джняны, чудесное состояние.

Садху Ом: В предложении объект (русск. дополнение –пер.) зависит от предиката (сказуемого), или основного глагола, а предикат зависит от субъекта (подлежащего). Субъект может быть без предиката и объекта, но предикат и объект не могут быть без субъекта. В этом стихе весь мир-видимость, который состоит только из знания, приобретаемого посредством пяти чувств, сравнивается с дополнением предложения; Парашакти, сила майи, которая создает мир-видимость, сравнивается с предикатом или главным глаголом предложения; а пустое пространство Джняны, подлинное состояние истинного Я, от которой зависит кажущееся существование и Парашакти, и Ее творения, сравнивается с субъектом (подлежащим) предложения. Таким оброазом, Шри Бхагаван в юмористическом стиле провозглашает, что вся эта огромная вселенная и ее могущевенный творец существуют только посредством зависимости от просто открытого и пустого пространства.

В этом стихе также дается еще один скрытый смысл. По- тамильски «субъект» - «эжувей», что также может означать «поднимающееся место»; "предикат" по-тамильски «пуэанилэй», что также может означать «бесполезный»; а «объект» по-тамильски «сейяпаду порул», что означает «сделанная вещь». Таким олбразом, Шри Бхагаван косвенно предостерегает: «Если ты поднимаешься из пространства Джняны и тем самым создаешь множество вещей, это бесполезно».

На протяжении всей этой главы, от стиха 1007 до 1015, состояние Джняны – высшая цель жизни <парамапурушартха>, которую должны в конце концов достичь садхаки после практики множества садхан и после совершения множества жертв посредством многих рождений – вместо того, чтобы прославляться как самое великое достижение, описывается как «открытое и пустое пространство, просто пространство, которое лишено чего-либо другого, чтобы его желать или обретать, просто состояние абсолютного безмолвия». Однако, следует понимать, что причина, по которой Шри Бхагаван таким образом, казалось бы, осмеивает состояние Джняны – это стремление позволить нам знать реальное величие этого состояния, подобного пустому пространству. То есть, в этих стихах Шри Бхагаван учит нас, что поскольку не только все бесчисленные объекты этой невообразимой вселенной, но даже Парашакти, которая их создает и поддерживает, возникают и распространяются только из пространства Знания истинного Я <атма-джнянакаша>, представляющего собой просто сознание «Я есть», то высшее и непревзойденное состояние – это только состояние Джняны, простого знания нашего собственного существования, которое является основой, поддерживающей ту всемогущую Парашакти.

Поскольку, возникнув из состояния простого существования-сознания <знания их собственного бытия>, и оставив его, умы всех джив всегда остаются обращенными вовне и получают удовлетворение только от объективного знания, они не будут годиться для достижения состояния мокши, если только не откажутся от такого пристрастия к объективному знанию и вместо этого не обретут великую любовь к состоянию простого бытия и не будут находить в нем полное удовлетворение. Только для того, чтобы учить этой истине и тем самым насаждать твердую вайрагью в сердцах своих учеников, Шри Бхагаван прославляет состояние Джняны, описывая его в этой главе как просто открытое и пустое пространство. И именно по этой же причине, Шри Бхагаван однажды шутливо заметил: «Все, кто приходят сюда, говорят, что они пришли только ради мокши. Но если бы в качестве образца был дан даже небольшой опыт мокши, этого было бы достаточно, и здесь бы не осталось даже ни единой вороны или воробья; все бы убежали и я бы остался здесь сидящим в полном одиночестве!»

















WEB © Nataris-studio 2012