Размышления о природе желания и привязанности.   
Существует идея, что если мы стремимся к настоящей свободе, то должны отказаться от всего, что привязывает нас к этому миру. У нее есть, так сказать, веские основания. Сам Будда покинул королевский дворец и отказался от всего в поисках свободы. Иисус говорил, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное, советовал раздать все бедным и следовать за ним. В индуизме существуют четыре стадии жизни и если следовать этой традиции, то на четвертой стадии следует оставить семью, работу и начать жизнь бродячего аскета, не имеющего ничего, кроме набедренной повязки. Мы знаем Раману Махарши, который не обладал никаким имуществом. Такие люди являются для нас примером непривязанности, внутренней свободы, покоя, гармонии, любви.

Отсюда возникает мысль, что если мы откажемся от всего, что имеем, раздадим все бедным, в интернат, церковь, больницу и т.д., то обретем состояние свободы. Но в подавляющем большинстве случаев это не работает. Поэтому Рамана Махарши обычно советовал своим преданным вернуться из ашрама назад к семье, на работу, к мирской жизни. Он говорил, что пытаясь стать саньясином, уединиться в пещере, мы берем свой ум с собой и это ничего не меняет. Будда тоже прошел путь аскезы и, увидев его бесперспективность, призвал к срединному пути.

Идея обретения свободы путем избавления от привязанностей не вызывает никаких сомнений. Привязанность и свобода - понятия несовместимые.

Привязанность неразрывно связана с желанием. Мы желаем что-то, поэтому мы к нему привязаны. Избавление от привязанности неотъемлемо от избавления от желания. Желание присуще нашему уму. Не избавившись от желания в уме, невозможно освободиться от привязанности. Если мы попытаемся избавиться от какого-либо имущества, полностью не избавившись от его желания в нашем уме, в конечном счете, это не приведет к свободе. Рано или поздно такое желание обязательно даст о себе знать.

Можно сказать об этом другими словами. Нельзя избавиться от желания путем его отрицания. Нельзя избавиться от желания путем его избегания. В этих случаях желание погружается в наше подсознание и благополучно ожидает там своего часа, чтобы выйти на поверхность и разрушить нашу мнимую свободу.

Интересно, что причиной нашей жизни в этом мире, на этой планете, в этой стране, в этом обществе, в этой семье являются нереализованные желания, скрытые в подсознании. Они еще называются склонностями, тенденциями, самскарами, васанами. Именно они руководят нашей жизнью и делают ее такой, как она есть. Рамана Махарши говорил, что избавляясь от васан, мы избавляемся от эго, васаны и есть эго.

Итак, для обретения свободы важно избавиться от желаний, при этом не отрицая и не избегая их. Иначе они прячутся в подсознании, ожидая там своего часа. Получается так, что если мы не будем избегать своих желаний и отказываться от них, то не сможем от них избавиться, и это значит, что они должны быть реализованы. Но это же означает вседозволенность! Мир не сможет существовать, если каждый будет делать, что хочет, это же полный хаос, бардак, насилие, выживает сильнейший и т.д. Все это так, поэтому в обществе существуют законы для того, чтобы упорядочить все эти желания и обеспечить стабильность. Поэтому в индуизме на первой стадии жизни упор делается на дисциплину и образование. Поэтому важное значение имеет воспитание, моральные ценности. Здесь можно вспомнить о Конфуции и его учении, построенном на таких ценностях. Можно добавить сюда и заповеди Моисея.

Такие законы совершенно необходимы на определенной стадии развития общества и цивилизации. Также необходимо и следование этим законам. Для этого существует институт государства. Все это абсолютно необходимо до тех пор, пока всеми членами общества не будет осознана природа желания. Именно желания руководят нами, обществом, цивилизацией в целом. Они - продукт наших желаний.

Но если воспринять идею избавления от желаний в буквальном смысле, то может показаться, что это само по себе приведет в состояние полной апатии и, в итоге, к исчезновению цивилизации, как таковой, ведь она зиждется на желаниях. Это продукт воображения. Наша цивилизация существует десятки тысяч лет. Ранее были другие цивилизации, существовавшие еще дольше. В нашей Вселенной наверняка есть более развитые цивилизации. Они не исчезли, не растворились в нирване...

Теперь давайте вернемся к мысли о том, что для избавления от желаний они должны быть реализованы. Реализация конкретных желаний требует соответствующих условий. Если я желаю чего-то в качестве человека, обычно это человеческое желание. То есть, я смогу пожелать только то, что имеется в моем человеческом сознании, и не могу пожелать того, о чем я просто не знаю и знать не в состоянии вследствие своей ограниченности. Мы понятия не имеем о том, что творится в голове у ангелов и архангелов, можно назвать эти существа каким-то Высшим Разумом. В то же время, редко у кого возникают примитивные желания на уровне животных. То есть, наши желания совпадают с уровнем развития нашего сознания. Не больше и не меньше. Поэтому каждый из нас находится на своем месте, в соответствии с этим уровнем. Отсюда следует, что тот мир, в который мы пришли и в котором живем, служит для осуществления наших желаний. И это именно так.

Мы проживаем жизнь за жизнью, приходя в проявленный мир в соответствии со своими нереализованными желаниями. Именно они вращают колесо самсары. Именно для этого существует этот мир, то, что называется Майей, Самсарой. Судя по тому, что цивилизации существуют очень долго, вместо одних возникают другие, они развиваются, это очень длительный процесс. На самом деле, у этого процесса вообще нет конца. Даже если речь идет о Вселенной, то после ее угасания возникает новая. Это подобно тому, как человек идет спать и пробуждается для нового дня. Он рождается и умирает. То же можно сказать и о Вселенной.

Теперь переходим к самому главному. Зачем нам нужно избавляться от желаний? Ответ прост - чтобы быть свободными. Но зачем нам нужна свобода? Чего мы хотим на самом деле? Что в действительности стоит за КАЖДЫМ желанием? Ответ очевиден и не вызывает сомнений. Все, абсолютно все существа хотят быть СЧАСТЛИВЫМИ. Счастье в первую очередь означает отсутствие страдания. Счастье - это состояние радости, безмятежности, самодостаточности, свободы. Это то состояние, которое мы обретаем после того, как реализовано наше желание. И если глубоко задуматься, то главным и определяющим для нас является именно это состояние, а не желание, которое к нему привело. Желая чего-то мы всегда всегда хотим именно это - радость, безмятежность, самодостаточность, любовь, свободу. Наше желание обусловливает обретение этого состояния, то есть, счастье ставится в зависимость от каких-то внешних факторов. Счастье всегда переживается только ВНУТРИ, а его обретение ставится в зависимость от чего-то СНАРУЖИ.

Наше желание счастья, которое всегда ВНУТРИ, приводит к его поискам СНАРУЖИ в проявленном мире. Мы рождаемся, пытаемся обрести счастье за счет исполнения желаний, кратковременно испытываем состояние этого счастья при реализации очередного желания, быстро его забываем и желаем чего-то еще, которое ну уж точно сделает нас счастливыми всерьез и надолго. Но этот подход не верен в принципе. В первую очередь потому, что мы ставим наше счастье в зависимость от того, что вовне, что даже теоретически не может быть постоянным. Поэтому, если мы на какое-то время обретаем состояние счастья вследствие реализации желания чего-то ВОВНЕ, то оно всегда временно, так как в проявленном мире нет ничего неизменного. В первую очередь, это счастье связывается с нашим телом. Но ведь его в любом случае постигнет смерть...

Каждая жизнь убеждает нас в том, что искать счастье, которое переживается внутри, за счет обретения чего-то снаружи - ложная идея. Это сложный и длительный процесс, сопровождающийся страданием. Уже который раз наступая на одни и те же грабли, мы постепенно подготавливаемся к тому, чтобы однажды услышать слова: "Царствие Небесное внутрь вас есть" и всерьез задуматься над ними. Конечно, к этому может привести переживание покоя и незатронутости, безмятежности и тонкого блаженства, которое однажды совершенно неожиданно приходит к нам. Затем это уходит и возникает большой вопрос, ведь не было ничего внешнего, что привело к этому состоянию. Можно привести множество примеров, все это очень индивидуально. Важно здесь то, что приходит понимание, что источник настоящего счастья - внутри нас и он совершенно не отделим от нас. Приходит понимание того, что к этому переживанию счастья приводит покой ума. Если ум тих и спокоен, если его не разрывают желания, если осознанно войти в состояние глубокого покоя даже на короткое время, то всегда за этим последует переживание счастья. Это становится не просто идеей, тем, что мы услышали от кого-то, это становится нашим практическим знанием.

И это переломный момент. Человек, который пережил состояние ни от чего не зависящего, необусловленного счастья, обычно это называют проблеском Истины, понимает на своем собственном опыте, что для переживания счастья нет необходимости в исполнении желаний. Именно это понимание позволяет ему обрести настоящую свободу и, так сказать, избавиться от желаний. Желания могут быть, но они уже не имеют ни силы, ни власти над таким человеком. Это может быть выражено фразой: "Мне и так хорошо, зачем мне что-то еще". Но эти слова понимаются не как апатия и полное безразличие ко всему. Совсем нет! Это состояние, когда все приветствуется таким, как есть, и при этом нет зависимости от внешних факторов. Это состояние гармонии, сонастроенности и самодостаточности. Желания присутствуют, но они исходят из этого состояния Целостности: "Если мне всегда и так хорошо, зачем мне желать кому-то зла, кого-то ненавидеть, пытаться повлиять на него силой и т.д." Желания становятся безболезненными, в них нет корысти и зависимости от результата. Это состояние подлинной свободы. В этом случае эго отсутствует.

Такое состояние приходит не в результате отказа от желаний, их избегания. Оно приходит в результате понимания природы желания, понимания природы того, кто желает, и что очень важно - в результате практического переживания покоя ума, приводящего к состоянию необусловленного счастья. В состоянии этого покоя желания постепенно ослабляются. Они растворяются в присущем нам неотъемлемом настоящем Счастье (это совсем не то кричащее эмоциональное состояние, которое мы поначалу считаем счастьем), заслоняемом активностью ума. Здесь нет необходимости насиловать себя, нет необходимости прилагать усилия.

Это состояние покоя ума, называемое словами "Просто быть", совершенно естественно и как бы само собой приводит к растворению желаний. При этом они не прячутся в подсознании, они становятся безвредными. В данном случае совершенно не важно, есть ли у вас какое-то имущество, или нет. Растворение желаний, склонностей, тенденций, васан - это процесс растворения ума или нашего отождествления с телом/умом. Такое растворение совершенно необходимо для достижения настоящей свободы и счастья, которое ни от чего не зависит. Это называется просветлением и окончательным освобождением.






















WEB © Nataris-studio 2012