Сайт переехал по адресу: IAMNESS.RU
Руперт Сайра. Пагубные привычки и недвойственность  
Глава из второго тома "Присутствия"

Вопрос: В течение некоторого времени у меня есть проблемы с тем, чтобы примирить мое поведение с моим пониманием недвойственного учения. Определенно, плоды этого пути были очевидны, причем таким способом, который я не могу описать. Тем не менее, я в мирском смысле очень честно боролся с похотью и пристрастием к порнографии.

Я совершенно очевидно испытываю очень противоречивые чувства по этому поводу. Мне кажется, что эта пагубная привычка к похоти, безусловно, не соответствует Истине, на которую указывает не-двойственность. Однако, когда возникает импульс посмотреть на порнографию, тогда мой ум создает убедительный диалог, в котором он говорит: «Нет никакого деятеля. Это спонтанное явление. Не сопротивляйся этому. Ничто не имеет значения» и т.д.

И тогда я действую, следуя этому импульсу, а затем ум рационализирует это поведение, используя больший объем этой псевдологики и ложно утверждая, что он никогда не покидал Осознавание. Это, конечно же, сочетается со всеми видами вины, чувством неадекватности и другими прискорбными эмоциями. Здравый смысл подсказывает мне, что что-то неладно.

Я слышал много историй о всевозможных, так называемых, мудрецах, святых и просветленных гуру, которые рационализировали неуместное сексуальное поведение внешним лоском духовной истины. Как можем мы, как духовные ищущие, избежать этой трагической ловушки, особенно если у нас есть глубокое понимание того, что это путь принятия, а не избегания?


Твоя честность и ясность уже указывают на свободу в твоем истинном Я, которую ты ищешь.

Пагубная склонность любого рода, будь то неадекватное сексуальное поведение, алкоголь, наркотики, курение или любое другое, более умеренное поведение, почти всегда исходит из убеждения и (что более важно) из чувства пребывания обособленным ограниченным, локализованным «я».

Наиболее распространенная форма, в которой проявляется это убеждение и ощущение обособленности, - это тонкое и не очень тонкое неприятие текущей ситуации, то есть, «мне не нравится то, что происходит» и «я хочу что-то другое, отличное от того, что происходит».

Эти две позиции (сопротивление и поиск), которые традиционно называют страхом и желанием, являются двумя сторонами мнимого обособленного «я», то есть, «сопротивлением тому, что есть» и «поиском счастья».

Другими словами, «мнимая обособленная сущность», «сопротивление тому, что есть» и «поиск счастья» с помощью различных объектов, веществ или переживаний - это синонимы.

Эти три состояния, по сути, являются одним и тем же состоянием, и они также могут быть названы «невежеством» или «игнорированием истинной природы переживания».

Таким образом, «мнимая обособленная сущность», «сопротивление тому, что есть» и «поиск счастья» несовместимы с практическим пониманием недвойственной природы переживания.

Это было ясно осознанно тобой, и именно это понимание позволяет тебе избежать ловушки псевдо-недвойственности, которую ты правильно распознал.

Итак, перейдем к истоку этого «сопротивления тому, что есть», ибо если мы начнем откуда-то еще, например, со вторичной причины, то не пойдем в корень проблемы и рано или поздно, наш поиск будет возобновляться, причем, часто в более опасной форме. На самом деле, термин «зависимость» используется именно для описания этой более опасной формы поиска, которая стала хронической и разрушительной.

«Сопротивление тому, что есть» происходит из убеждения, что наше сущностное Бытие, Осознавание, ограничено и находится в теле.

Это воображаемое отождествление нашего истинного Я с объектом, телом, создает мнимое обособленное "я". В результате кажется, что реальное Я Осознавания становится ограниченным «я» воображаемой личности. То есть, мы думаем, что мы тело и чувствуем себя телом.

Это кажущееся обособленное «я», будучи сделанным из непостоянного объекта, по определению, нестабильно и всегда находится под угрозой изменения, распада и исчезновения. Поэтому в его сердце живет страх исчезновения и его естественное следствие - поиск.

Страх происходит из чувства, что когда это непостоянное ощущение (форма, в которой тело проявляется в этот момент) исчезнет, тогда Я исчезнет вместе с ним. А желание или стремление к поиску исходит из мнимой необходимости сделать реальной эту мимолетную сущность, в которую мы верим и которой чувствуем себя, чтобы увековечить ее мнимое существование.

Прежде всего, эти страх и поиск проявляются в самых безобидных формах поведения, наиболее распространенные из которых — это бесполезное мышление, почти постоянная умственная болтовня или комментарии, с которыми знакомы большинство из нас.

Эти безобидные комментарии представляют собой простейшую форму «сопротивления тому, что есть». Именно повторяющаяся фоновая болтовня обеспечивает то, что внимание почти всегда отвлечено от непосредственности, сокровенности и простоты того, «что есть». Это основная пагубная привычка.

То, «что есть» считается слишком скучным, простым и не богатым событиями, чтобы быть достойным внимания, и мышление обеспечивает альтернативный мир мечты, для того, чтобы сбежать от скуки или дискомфорта этого момента.

Один честный взгляд на наше мышление покажет, что большая его часть не имеет практической, интеллектуальной или творческой цели. Это просто своего рода «наполнитель», который служит для того, чтобы отвлечь внимание от скуки того, «что есть». Подавляющее большинство наших мыслей о прошлом и будущем служат лишь для того, чтобы обосновать и навсегда сохранить этот тип мышления и воображаемое «я», которое находится в его сердце.

Тем не менее, именно потому, что этот тип мышления считается безвредным (в том смысле, что он не оказывает никакого вредного воздействия на тело или общество) по большей части он проходит незаметно и даже в основном поощряется нашей культурой.

По этой причине, это наиболее распространенная и эффективная форма зависимости, ибо в нее вовлечен (по большей части неосознанно) почти каждый человек. И это позволяет ей эффективно поддерживать чувство обособленности в живых. Поэтому она является идеальным прибежищем для мнимого обособленного «я».

По мере того, как мы растем, этого тонкого мышления уже не достаточно, чтобы поддерживать беспокойство, болезнь и дискомфорт чувства разделения в узде, и мы начинаем обращаться к более сильным формам избегания.

Более сильные формы избегания представляют собой знакомые нам распространенные формы зависимостей: излишние работа, еда или деятельность, пристрастие к деньгам, алкоголь, курение, наркотики, порнография и т.д. и т.п.

Все эти формы пагубных привычек представляют собой просто стратегии избегания - избегания того, «что есть», избегания «этого», избегания «сейчас». Они являются знакомыми убежищами чувства обособленного «я».

В зависимости от того, представляет ли для него данная пагубная привычка непосредственную опасность, общество обозначает границу законности каждой из этих привычек, тем самым, потворствуя одним из них и осуждая другие.

Тем не менее, все они на самом деле - это просто стратегии избегания и отрицания. Фактически, каждая из них является просто вариацией корневого избегания - непрестанного мышления, которое вращается вокруг обособленной «я»-мысли.

Если мы честно, как это сделал ты, идем к нашему переживанию, то всегда обнаруживаем это мышление и его более глубокого двойника в наших чувствах на уровне тела, под всеми последующими формами зависимости или позади них.

Все начинается с идеи «я, тело». Это корень всех страданий, которые наши пагубные привычки стремятся облегчить.

Если общество по каким-либо причинам осуждает одну форму пагубных привычек больше, чем другую, то нас могут убедить сменить одну пагубную привычку на другую, но в наших сердцах этот огонь дискомфорта, избегания и неприятия и его неизбежный двойник - поиск счастья (который является просто другим названием зависимости), будет сохраняться. И мы не будем по-настоящему пребывать в покое до тех пор, пока не дойдем до корня проблемы.

Идти в корень проблемы означает идти к источнику мнимого обособленного «я», при этом речь идет не только о вере в обособленное «я», но и (что более важно), о чувстве такового.

Только тогда, когда весь механизм мнимого обособленного «я» стал ясно виден во всей своей тонкости, мы освобождаемся от него. То есть, это истинное Я, Осознавание, осознанно пребывает в Самом Себе и Самим Собой, не сокрытое верой в обособленность и чувством обособленности.

Когда ты это обнаружил, недостаточно смыть внешний налет: «О, хорошо, все в равной степени является выражением Осознавания и поэтому ничто не имеет значения», - с наших убеждений и чувств. Такой способ неглубокого мышления является одним из самых безопасных убежищ для мнимого обособленного «я».

Чувство обособленности - непревзойденный мастер присваивать все, что угодно для своих собственных целей само-легализации и само-обоснования, а неглубокая духовность является одной из его наиболее трудно обнаруживаемых форм. Отсюда появляется новая религия недвойственности. Однако это не твой случай.

В твоем случае ты ясно и честно видел, что зависимость (в данном случае к порнографии), - это симптом более глубокого и более тонкого недуга, а именно, обособленного «я».

Ты видел, что попытки ума оправдать это поведение с помощью убедительных и будто неопровержимых недвойственных аргументов, не являются выражением истинного понимания, это скорее, попытки ума манипулировать и присваивать недвойственное учение для подтверждения своей собственной системы убеждений. В нашу эпоху это одна из главных личин духовного эго.

В связи с этим, твой анализ псевдо-логики ума и твое наблюдение за процессом импульса, действия, чувства вины и оправдания, - безошибочны. Итак, что же делать?

Иди к сердцу проблемы, к мнимому обособленному «я» или к кажущемуся сокрытию Осознавания. Это одно и то же.

Исследуй это на уровне ума, то есть, изучи наши верования, которые будто бы подтверждают существование обособленного «я». Исследуй свое переживание и приди к своему собственному выводу. Осознай, что нет абсолютно никаких практических доказательств такого верования.

Эта убежденность будет инициировать более глубокое исследование ощущения обособленности на уровне чувств, которые являются истинным местом проживания мнимого «я».

Без этого более глубокого исследования, недвойственность в большинстве случаев остается верованием, и как следствие, Покой и Счастье, присущие истинному практическому пониманию недвойственности, будут оставаться недостижимыми и дальнейшие попытки поисков будут неизбежны.

Хорошие новости о пристрастии к порнографии (в отличие от алкоголя, табака и наркотиков) заключаются в том, что она в основном находится на уровне мыслей и чувств, и не оказывает продолжительного воздействия на тело, которое в случае алкоголизма, курения и приема наркотиков часто бывает непоправимо, или по крайней мере, длится еще долго после того, как было растворено стремление предаваться этим пристрастиям.

***

В дополнение к вышесказанному, я хотел бы предложить один простой практический подход: каждый раз, когда ты чувствуешь порыв смотреть порно, просто сделай паузу. Даже если эта пауза сначала будет длиться всего полминуты, она создаст небольшое пространство между твоим «я» и выполнением импульса желания. С течением времени этот период времени может быть продлен, и так до тех пор, пока ты не обнаружишь себя в качестве этого пространства.

Тем не менее, не ожидай, что это пространство с самого начала будет спокойным; вероятнее всего, так не будет! Скорее всего, импульс желания (который, по сути, является лицом обособленного «я» с открытым забралом, обособленным «я» в необработанном виде), обнаружив, что он больше не облегчается и не выполнятся, вероятно, покажет себя в полную силу. Он поднимет восстание.

Будь внимателен не только к мыслям, которые будут пытаться убедить тебя, что твои импульсы совершенно нормальны, что ты сделаешь это всего еще один раз, что все это является выражением Осознавания, что нет никого, кто бы делал это, и т.д., но (что более важно) будь внимателен ко всем некомфортным ощущениям в теле, которые поднимаются вверх, требуя действия и высвобождения.

Смотри, что все мысли вращаются вокруг обособленного «я», которое после поиска обнаруживается несуществующим. Для того, чтобы прийти к этому убеждению, в большинстве случаев, необходимо тщательно проводить это исследование на рациональном уровне.

Если эта убежденность не была достигнута, то мнимое обособленное «я» будет по-прежнему очень живо в твоих мыслях, и как следствие, ты вряд ли решишься полностью исследовать свои чувства.

Освободившись от мыслей, которые будто бы оправдывают существование обособленной сущности, эти чувства раскрываются такими, как они есть, как необработанные телесные ощущения. На самом деле, эти телесные ощущения нейтральны. Они обретают свою мнимую негативность (и, следовательно, потребность в их избегании за счет пагубных привычек) только в сочетании с верой в обособленное «я» и сопутствующую ему историю.

Будучи освобождены от этой веры в обособленность и сопутствующую ей историю «я», эти безобидные телесные ощущения теряют власть над нами, то есть власть, позволяющую им заставлять нас думать, чувствовать или действовать от их имени.

Единственная вещь, которую не может вынести обособленное «я», - это когда оно и происходящая вокруг него стратегическая деятельность, ясно видимы. И в твоих мыслях, и в твоем теле может быть (и, вероятно, будет) огромное сопротивление этому мягкому, не вмешивающемуся, но настойчивому подходу.

Однако, когда механизм обособленного «я» по-настоящему ясно виден на уровне ума и тела, тогда его основа удаляется, и уменьшение и исчезновение моделей поведения, выживание которых зависит от мнимого существования обособленного «я», - это лишь вопрос времени.

В конечном счете, не исследование способствует покою и пониманию, а скорее, покой и понимание позволяют разворачиваться исследованию и изучению, и в большинстве случаев медленно, так сказать, поглощать обратно в себя мнимое обособленное «я» и все его шаблоны мышления, чувствования и действий.

***

Когда мы сидим, позволяя возникать этим мыслям и (что более значимо) неприятным чувствам, важно не иметь никаких тонких планов по отношению к ним, не «делать что-то», чтобы «избавиться от них». В противном случае это бы еще больше усилило их.

Просто позволь полному арсеналу мыслей и чувств проявить себя в твоем любящем и нейтральном присутствии. Со временем их свирепость утихнет, раскрывая все более и более тонкие слои мышления и чувств от имени обособленного «я», пока мы не придем к маленькому, почти безвредному фоновому мышлению, о котором мы говорили ранее.

Это чувство разделения, «эго», в его будто бы самой умеренной и наиболее трудно выявляемой форме. Будь очень чувствителен к этому. Будь чувствителен к «избеганию того, что есть» в его самых тонких формах. Этот милый, пушистый маленький звереныш позднее превращается в монстра!

Со временем мы становимся все более и более чувствительными и видим, как много наших мыслей и чувств, а также нашей деятельности создаются с единственной целью избежать то, «что есть», избежать «это» и «сейчас».

Именно это открытое, не-судящее, не-избегающее позволение всех вещей со временем возвращает "я" на надлежащее ему место у стоп Осознавания и, как естественное следствие - к пребыванию в нашем истинном Я и в качестве нашего истинного Я, а также мягко сонастраивает наши мысли, чувства и действия с Покоем и Счастьем, которые Ему присущи.


WEB © Nataris-studio 2012