Руперт Спара. Что такое медитация на самом деле  



Перевод Игоря Головчина

Мы обычно считаем, что медитация является своего рода деятельностью ума. Это фокусировка ума, как правило на мантре или пламени свечи, или на дыхании, или просто на текущей ситуации. Другими словами, медитация обычно задумана, как деятельность.

То, что мы здесь понимаем под медитацией, очень отличается от этого. Медитация не является деятельностью, которую осуществляет ум. Медитацию здесь мы понимаем, просто как пребывание присутствием Осознанности. Вы понимаете, что я имею в виду под Осознанностью? Да, да, Осознавание - это не что-то, что должно быть сделано умом. Познать себя, как Осознавание, не зависит от того, что ум делает или то, что он не делает.

Например, прямо сейчас, являетесь ли вы осознающими ваш опыт? Это очевидно. Вы осознаете эти слова. Вы осознаете это окружение. Вы осознаете ваши мысли. Вы осознаете все присутствующие телесные ощущения. Все они меняются, двигаются и текут, а вы постоянно знаете их, осознаете их.

Нужно ли вам приложить усилие, чтобы быть этим? Или вы просто естественно являетесь этим? Можете ли вы быть чем то другим, кроме этого? Вы когда-нибудь были чем то, кроме этого?

Что вы должны сделать для того, чтобы представить, чтобы по-настоящему почувствовать, что вы являетесь чем-то еще, например, набором из мыслей и чувств? Вы должны забыть, либо пренебречь тем, кто вы есть на самом деле. И вы должны представить себя этим набором мыслей и чувств. Это то, что мы делаем. Когда я говорю «мы делаем», это то, что делает мысль. Мысль не может видеть Осознавания, ее можно сравнить с персонажем на экране в фильме. Куда бы он не посмотрел, он не может видеть экран. Несмотря на то, что он сделан из него, он не может видеть его.

Мысль не может найти Осознавание, потому что Оно прозрачно. Это пустота. Это беспредметность. Мысль воображает нас набором мыслей, чувств, ощущений и восприятий, другими словами, телом-умом. И с этой выдумкой иллюзорное «я», воображаемое «я», сделанное из мыслей и чувств, вступает в очевидное существование. Мысль воображает обособленное «я».

Мы начинаем чувствовать себя, что я - это отдельная личность, это тело и этот ум, что «я» - тот, кто осознает. А потом мы замечаем, что несчастны, и мы ищем счастье среди всех обычных объектов. А потом, когда все обычные объекты не смогли нас удовлетворить, мы начинаем искать среди менее традиционных объектов, и мы слышим о чем-то, что называется медитацией.

И мы подходим к медитации точно таким же образом, как к объектам, которые мы использовали в нашем поиске – различным веществам, деятельности, отношениям, всему, что было раньше. Мы думаем: «Хорошо, я собираюсь сейчас применить этот новый вид поиска, называемый медитацией, и достичь тонких состояний ума, что наконец даст мне то счастье, которое я ранее искал среди объектов».

Итак, «я», наше обособленное «я», начинает эту деятельность ума, называемую медитацией, и оно начинает по сути манипулировать умом, обычно успокаивая его или фокусируя. И это вызывает некоторое временное облегчение, потому что, если есть огромные усилия, чтобы успокоить ум, он в определенной мере затихает и это приводит к некоторой умиротворенности. Но это не влечет за собой то, чего мы действительно хотим – прочного покоя, неизменного покоя, покоя, который не зависит от состояния ума, или тела, или среды.

То, что мы считаем медитацией здесь, довольно сильно отличается от этого, от фокусировки или дисциплинирования ума. Медитация здесь - это то, чем мы являемся. Медитация - это просто осознанно быть присутствием Осознавания. Другими словами, просто быть. Это самая высшая медитация - просто быть собой.

И это, по иронии судьбы, самая легкая вещь в мире. Это проще, чем дыхание. Она не требует от ума быть в определенном состоянии. Вы можете быть очень умным или совсем необразованным, вы можете быть возбуждены, или в покое, вы можете быть в трудных условиях или жить в достатке. Это не имеет никакой разницы, потому что во всех этих ситуациях, вы, Осознавание, остаетесь таким же, как всегда. Медитировать - означает только быть этим, сознательно.

Если же мы привыкли медитировать, следовать деятельности ума, называемой медитацией, то возможно, ум восстанет из-за того, что мы просто сидим, не давая ему что-то делать. Ум не без оснований может почувствовать себя лишним. Он может протестовать, потому что он привык работать. Он будет волноваться, будет пытаться привлечь ваше внимание еще раз: «Ты не должен делать это» или «Этого недостаточно», или «Это не работает». Он будет пытаться оправдаться, пояснять, почему вы должны сохранять вовлеченность, снова и снова вы можете быть потеряны в уме.

Всякий раз, когда вы потеряетесь в уме, просто отметьте это. Рассмотрим ум, как поезд, который приближается к станции. Просто скажите себе : «О, я сел в поезд. Я не хотел этого. Я просто сел автоматически». Достаточно выйти из поезда. Не связывайтесь с поездом. Пусть поезд идет, куда ему надо. Пусть ваши мысли делают все, что они обусловлены делать. Они сделали бы это в любом случае. Не мешайте им.

Если вы начинете противодействовать вашими мыслями, если вы принимаете их вызов, вам придется иметь дело со всей Вселенной, потому что вся Вселенная участвуюет в производстве любой мысли или действия. Не связывайтесь с мыслями, пусть они делают свое дело. Просто пусть они делают то, что они обусловлены делать. Но не садитесь в поезд. Не оставайтесь, просто выходите. Вам даже не нужно выходить. Вы больше похожи на платформу, чем на пассажира. Вы есть то, через что движется поезд. Не имеет значения, где это происходит. Не имеет значения, куда уходят ваши мысли, что они делают. Они всегда делают одно из двух: возвращаются в прошлое или уходят в будущее. Просто отпустите их, пусть они продолжают путешествие, но вы никогда не путешествуйте с ними.

Это и есть медитация - просто знать себя, как вездесущий, невозмутимый свет Осознавания. Вот и все. Просто пребывайте этим.

















WEB © Nataris-studio 2012