Руперт Спайра Недвойственность и природа переживания  



Интервью Пола Миллса (профессора семейной медицины и здравоохранения Калифорнийского университета, Сан-Диего) с Рупертом Спайрой (автором книги «Прозрачность вещей)

Недвойственность и природа переживания

Пол Миллс (П.М.): Здравствуйте, меня зовут Пол Миллс, профессор семейной медицины и здравоохранения Калифорнийского университета в Сан-Диего. Для меня большая честь быть сегодня здесь вместе с Рупертом Спайрой — всемирно признанным лектором и просветителем в сфере недвойственности, обычно называемой Адвайтой.

Я впечатлен вашей работой, проделанной за все эти годы. Особенно ясностью, которая отличает ваши труды, и которая, по моему мнению, очень нужна здесь на Западе, беря во внимание сложность всех этих теорий.

Руперт, я хочу начать наше интервью просьбой дать определение недвойственности.

Руперт Спайра (Р.С.): Термин «недвойственность» указывает на переживание. И чтобы понять, о каком переживании мы говорим, давайте сначала выясним, что такое двойственность.

Двойственность — это убеждение, на котором основана вся наша культура. Это убеждение в том, что переживание состоит из двух основных составных частей: ум внутри, из которого состоят мои мысли, образы и чувства, и материя снаружи, из которой сделаны объекты, другие и весь мир. Эта базовая двойственность ума и материи является основой всей нашей мировой культуры.

Недвойственность означает, что различия между умом и материей в реальности не существует. Есть фундаментальная, основополагающая Реальность, в которой внутреннее "я", состоящее из ума, и внешний мир, состоящий из материи, взаимодействуют, или скажем, из которой берут свое, кажущееся отдельным, существование.

Я приведу вам хороший пример. Представьте, что женщина, по имени Мэри, засыпает. Она находится в Сан-Хосе, но ей снится, что она — Джейн, которая живет в Нью-Йорке.

Таким образом, Мэри спит в своей кровати в Сан-Хосе, и ей снится сон. В своем сне ее зовут Джейн (я поменял имена, чтобы было понятнее), которая находится в Нью-Йорке. Джейн воспринимает улицы Нью-Йорка.

С точки зрения Джейн, мысли, образы и чувства внутри сделаны из субстанции под названием ум. Но когда она смотрит на улицы Нью-Йорка, то полагает, что все предметы и люди, которых она видит, сделаны из материи. Все это кажется ей совершенно очевидным. Это соответствует здравому смыслу. Например, она закрывает глаза, и Нью-Йорк исчезает. Когда она снова открывает глаза, Нью-Йорк появляется вновь. Она делает из этого логический вывод: восприятие или переживание Нью-Йорка находится прямо за ее глазами. И, конечное, все ее друзья в Нью-Йорке подтверждают этот факт.

Теперь, когда Мэри проснулась, она осознала, что не была той Джейн с ее собственным маленьким сознанием, находящимся внутри ее мозга. Осознание мира, в нашем случае Нью-Йорка, отдельного от ее, сделанного из мертвого инертного вещества, называемого материей, и весь сон, включающий как внутренние мысли и чувства Джейн, так и мир, в котором они, как казалось существовали, состояло из ее собственного нераздельного ума. Все содержание сна состояло из субстанции целостного ума Мэри. Казалось, что множественность и разнообразие объектов и людей, осознавались обособленным "я" во сне. При исследовании реальности этого сна, выяснилось, что вся эта множественность и разнообразие объектов имела место в одной и той же реальности.

Именно это и имеется в виду под недвойственностью. Мы все похожи на Джейн в этом сне, с точки зрения которой кажется, что переживание разделено на ум внутри, из которого состоят наши мысли, чувства, образы, и материи вовне, из которой, как кажется, сделаны объекты и другие. Однако термин «недвойственность» обозначает распознание того, чем мы являемся по своей сути, того, что находится за всем этим множеством и разнообразием объектов и других людей — единой неделимой Реальности.

Это не является каким-то необычным опытом, доступным лишь для небольшого количества просветленных мудрецов. На самом деле каждому из нас в обычной жизни доступно такое переживание. По отношению к людям мы называем это любовью, и красотой - по отношению к объектам. Когда мы любим кого-то в той или иной степени, то все, что отделяет нас от другого, исчезает.

Что означает любить кого-то? Это означает не чувствовать дистанции или разделения, чувствовать себя одним целым с другим.

Красота — это то же самое чувство. Это когда вы чувствуете, как сливаетесь с пейзажем. Вы становитесь настолько близки, что не можете отделить себя от него.

Любовь и красота - два способа познать недвойственность, доступных каждому. Хотя конечно, каждый из нас интерпретирует этот опыт по-разному.

В недвойственном понимании, которое является сутью всех основных религий и духовных учений, существует распознание, что в основе всего множества и разнообразия объектов и личностных "я" лежит единое, неделимое, совместное Бытие. В религии его называют бесконечным Бытием Бога. Это то, что подразумевается под Богом или окончательной Реальностью Вселенной, которая является и нашей окончательной Реальностью. Внутреннее "я" и внешний мир едины. Все основные религии и духовные традиции несут это понимание. Например, христианство: «Я и Отец мой — Одно». То, чем я являюсь по своей сути, и истинная природа Вселенной — одно и то же.

Возьмем суфийскую традицию: «Кто познал своё "Я", тот познал Бога». Кто познал, кем мы являемся по своей сути внутри, тот познал окончательную Реальность Вселенной вовне. Другими словами, это познание нашего совместного Бытия и Единства.

Термин «недвойственность» указывает на переживание. Это не просто философия, это идея, которая выражает реальный опыт, опыт переживания совместного Единства всех существ и объектов.

П.М.: Ваша книга - «Прозрачность вещей», которая находится здесь - считается современной классикой. Я даже где-то видел, что ее назвали шедевром литературы в области недвойственности. Поэтому мне очень приятно, что вы здесь, и мы с вами беседуем на тему благополучия. Спасибо!

Благополучие — это очень интересная тема, которой сейчас наука и образование уделяют все больше и больше внимания. Я много лет работал в сферах, называемых «поведенческая медицина» и «поведенческая кардиология». В прошлом, когда мы проводили исследования в этой области, изучая, что влияет на благополучие людей, мы принимали во внимание стресс, депрессию, беспокойство. Эти явления были предметом наших исследований. Журналы под названием «Stress jornal» или «Enxiety Jornal» публиковали результаты этих исследований.

К счастью, в течение последних 10 лет это сфера активно развивается. Так называемая «позитивная психология» вызывает сейчас огромный интерес. Также «позитивная психиатрия», о которой вы, наверное, слышали. Все это — попытка перестать смотреть на то, что работает против нас, и обратить внимание на то, что действительно улучшает качество нашей жизни. Такие вещи, как благодарность, любовь, сострадание, принятие и эмпатия.

Однако, что касается такого рода литературы, даже на сегодняшний день в ней не так много информации, дающей представление о нашей истинной природе и недвойственности. Например, всемирно известный институт Гэллапа составил список наиболее счастливых стран. Они охватили все штаты Америки, фокусируясь на критерии удовлетворенности жизнью. Кстати, Аляска занимает первое место в этом списке уже несколько лет. Они также проводят такой опрос в разных странах по всему миру.

Я хотел бы поделиться с вами пятью критериями, которые принимались во внимание в ходе этого исследования. Затем я хотел бы поговорить, какие критерии были упущены. Конечно, они обратили внимание на очень важные составляющие благополучной жизни человека. Но при этом, по сути, существует другой уровень или аспект нашего существования, который нам действительно важно начать осознавать и полностью принять, чтобы жить по-настоящему счастливой жизнью.

Итак, пять аспектов благополучия из опроса Гэллапа: ощущение смысла, социальные отношения, финансовая безопасность, принятие обществом и физическое здоровье.

Очевидно, что все эти аспекты важны для человека в повседневной жизни. Но, как я уже сказал, эти пять критериев не охватывают еще один компонент нашего существования, который упущен, поскольку его, возможно, просто сложно понять и измерить. На Западе на него стали обращать внимание только в прошлом столетии. Но все больше людей, таких, как вы, уделяют этому внимание.

Я хотел бы прочитать кое-что из написанного вами, а затем попрошу вас прокомментировать это с точки зрения благополучия.

Итак, вы написали: «Обособленное "я" — это не существо, а деятельность. Чувственная и мыслительная деятельность. Воображаемое ограничение, наложенное на истинное и единственное Я чистого Осознавания. Познание этой истины растворяет веру в разделение и существование «других». Распространенное название для этого отсутствия дистанции, разделения и существования «других» - любовь и красота. И это то, к чему стремится каждый человек».

Я считаю, что эти слова прекрасны. Я хотел бы, чтобы вы изложили ваши идеи благополучия, комментируя то, что я сейчас прочитал.

Р.С.: Ваше описание эволюции смещения внимания от таких негативных аспектов, как беспокойство, стресс, страх, к концентрации на более позитивных, по моему мнению, является верным путем.

В традиции недвойственности мы делаем еще один шаг в направлении к изначальному — к источнику благополучия. Например, пятый критерий, упомянутый вами, был физическое здоровье. Мы все знаем на своем собственном опыте и опыте других людей, что физическое здоровье само по себе не является источником счастья. Есть много людей, которые находятся не в очень добром здравии, но при этом они счастливы. И есть много здоровых людей, которые при этом несчастны.

Поэтому в традиции недвойственности мы задаем вопрос по сути: где мы находим удовлетворение, или счастье, или покой? Зависит ли это от определенных обстоятельств, условий, отношений, деятельности и т.д.? Самое важное понимание в традиции недвойственности, которое является также фундаментальным пониманием во всех остальных религиях и традициях, это то, что источник счастья, удовлетворения или благополучия можно найти только в себе. И для того, чтобы найти его, человеку нужно познать то, чем мы являемся по своей сути.

Традиция недвойственности начинается с такого исследования нашей истинной природы. Что скрывается под тем, кого мы называем «я»? Мы наблюдаем, что осознаем свои мысли, но наши мысли не является нашей неотъемлемой частью. Они всегда приходят и уходят. Чувства, ощущения, восприятия всегда приходят и уходят. Есть только один элемент переживания, который присутствует всегда, как основа любого опыта — это то, что мы называем «я».

Мы называем себя «Я» с пятилетнего возраста. Когда нам было 10, мы называли себя «Я». Когда нам было 20, мы тоже называли себя «Я». На протяжении всей свое жизни мы называем себя «Я». «Я» указывает на неизменный элемент нашего меняющегося опыта. С пяти лет наши мысли, чувства, восприятия менялись бесчисленное количество раз. Но то, что мы называем «Я», постоянно присутствует, выражаясь точнее, неизменно присутствует на протяжении всей нашей жизни.

Если мы проведем глубокое исследование того, чем является это «Я», то найдем переживание Осознанности или само Осознавание. Мы выражаем это словами «я осознаю свои мысли», «я осознаю свои чувства и ощущения», «я осознаю свое восприятие». Я осознаю, осознаю, осознаю. Осознавание пронизывает весь наш опыт.

Это первый шаг к распознанию того, что я являюсь присутствием Осознавания, внутри которого имеют место все мои переживания.

П.М. Какие подходы и методы использует и предлагает традиция Адвайты, чтобы помочь людям пробудиться к пониманию, что всё является Тем, что я — Любовь, что всё - Красота?

Р.С.: В основном используется подход в два шага. Первый шаг — это поворот от объектных элементов нашего переживания. Под «объектными элементами» я имею в виду не только восприятие объектов мира, но и телесные ощущения, наши представления, воспоминания, чувства, мысли — всё, что имеет объектную природу. Первый шаг недвойственного понимания включает в себя то, что часто активируется такими вопросами, как: «Кто познает или осознает мой опыт?»

Если бы я спросил вас: «Который сейчас час?», вы бы направили свое внимание на часы. Если бы я спросил вас о погоде, вы бы посмотрели в окно. Если бы я спросил, что у вас было вчера на ужин, вы бы представили себе в уме ваш вчерашний ужин. Во всех трех примерах ум устремляется в направлении какого-то объектного опыта, мысли, восприятия, воспоминания.

А теперь я спрошу вас: «Что познает или осознает каждый из этих опытов?» Что происходит при этом, куда направится ваш ум, чтобы найти ответ? Если он устремляется в направлении объекта, я перефразирую вопрос: «Что осознает этот объект?»

Таким способом рано или поздно ум понимает, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, он не может устремиться в направлении мысли, чувства, образа, ощущения или восприятия. Другими словами, ум приглашают повернуть в неизвестном ему направлении - безобъектном направлении. Его приглашают повернуться назад или внутрь в направлении своей сути или своего источника.

Такая практика является сутью медитации или молитвы. Большинство видов медитации и молитвы используют перенаправление внимания, но этот подход не включает фокусировку ума. Скорее, он расслабляет ум, чтобы тот устремился в безобъектном направлении. Ум должен утонуть в своей сути, в Сердце Осознавания.

Суфийский поэт Руми очень красиво и точно описал этот процесс, сказав: «Погружайся глубже и глубже в вечно расширяющиеся сферы Бытия» Он предлагает уму вместо того, чтобы устремляться вовне в направлении объектов, мыслей, чувств, воспоминаний, утонуть, спуститься, вернуться к источнику. Он так красиво это описал: «в вечно расширяющиеся сферы Бытия». Он имеет в виду, что ум тонет, опускается в направлении своего источника, и тем самым постепенно избавляется от своей ограниченности. В какой-то момент происходит распознание истинной природы ума, которая является и нашей истинной природой — безграничным Бытием, безграничным самоосознающим Бытием. Иначе выражаясь, наше Бытие, которым мы являемся по сути, не ограничено нашими мыслями, чувствами, ощущениями. По своей сути мы являемся открытым, пустым, бесцветным, прозрачным, безграничным Бытием.

П.М.: Бытием-Осознаванием.

Р.С.: Да, самоосознающим Бытием.

П.М.: Позвольте мне задать еще один вопрос о духовном путешествии. Многие учения говорят о том, как помочь людям распознать их истинную природу, Единство, всеобщность Осознавания и Бытия. За последние десятилетия я встречал много людей, которые вставали на духовный путь в поисках такого понимания. В контексте нашего разговора о благополучии, нужно заметить, что для многих это путешествие достаточно трудно. Некоторые застревают на самой идее пребывания на этом пути. Застревают на определенных идеях и убеждениях, что становится преградой на пути к достижению их цели. Могли ли бы вы рассказать о том, как вы помогаете людям на этом пути? Во время ритритов вам, наверное, встречались такие случаи, когда ум застревает на вере в какую-то мысль, человеку тяжело это опустить, отстраниться от этого, и продолжить путь.

Р.С.: Да, большинство людей считают, что они должны двигаться по этому пути из точки, где они находятся сейчас, к точке, где они хотят быть. И эта идея поддерживается общественным мнением, культурой, которые говорят нам обо всем, что мы должны делать, чтобы достичь удовлетворения. Эта идея продвижения из точки, где мы есть, к точке, где мы хотим быть, преодолевая при этом определенные объекты, события или отношения, очень глубоко сидит в нас.

Она является частью не только нашей материалистической культуры, но и нашей духовной традиции. Именно поэтому духовный путь кажется многим людям серией прохождения тяжелых препятствий, которые нужно преодолеть прежде, чем мы наконец достигнем этого возвышенного состояния под названием «просветление», «пробуждение» или «освобождение» (не важно, как его называть).

Прямой путь, о котором я говорю, передает самую суть недвойственного подхода. Он не включает прохождение серии этапов по очищению ума и тела перед тем, как достичь реализации или просветления, название не имеет значения. Он основан на признании, что мы уже сейчас являемся неотъемлемым, безграничным, бесконечным присутствием Осознавания. Просто это Присутствие скрыто или смешано с наслоениями мыслей и чувств.

Таким образом, прямой путь не предполагает серию трудных испытаний, он предлагает простое осознание того, чем мы уже являемся по своей природе. Например, если я скажу вам сейчас встать и сделать шаг к себе, что вы сделаете? Вы не сможете двинуться, и даже если вы сделаете какое-то движение, то все равно не сможете ни подойти ближе к себе, ни отойти от себя.

Прямой подход, выражающий суть учения недвойственности, предполагает, что то, чем мы уже являемся по своей природе, и есть это тотально спокойное, самодостаточное, самоудовлетворенное по своей природе Присутствие Осознавания. Просто то, чем мы являемся, так сильно смешалось с мыслями, чувствами, убеждениями, идеями, воспоминаниями и т. д., что мы потеряли связь с нашим неотъемлемым Бытием.

Следовательно, нам нужно сконцентрироваться скорее на распознании того, чем мы являемся, а не на попытках стать чем-то новым, другим. Кстати, английское слово «откровение» (revelation) происходит от латинского слова revelary, что означает “обнажать”. Это обнажение нашей истинной сущности, которая прячется за всеми нашими мыслями, чувствами, воспоминаниями, идеями и т. д.

Это обнажение нашей истинной природы можно инициировать такими вопросами, как «кто осознает твой опыт?» или «какая часть твоего преживания никогда не исчезает?», «кто скрывается под именем «я»»? Каждый из этих вопросов инициирует этот процесс.

Это кажется началом пути, мы полагаем, что должны пуститься в обратное путешествие к себе. Но когда происходит это распознание, мы понимаем, что на самом деле, всегда были этим Бытием и никуда не ходили: «Я всегда был этим открытым, пустым, спокойным по своей природе, безусловно реализованным Бытием. Я просто ошибочно принимал себя за скопление мыслей и чувств».

Я приведу пример. Возьмем актера по имени Джон Смит, который играет короля Лира. Король Лир несчастен, поскольку ему не нравится, что его дочери ведут себя не так, как ему хотелось бы. Итак, Король Лир несчастен. Что же должен сделать Король Лир, чтобы снова почувствовать себя счастливым? Должен ли он начать работать над отношениями со своим дочками? Или пройти терапию, прорабатывая отношения с каждой из дочерей? Или он должен пуститься в нелегкое духовное путешествие, чтобы найти покой и счастье?

Нет, все, что ему нужно сделать, это спросить себя: «Кто я на самом деле? Являюсь ли я мыслями и чувствами Короля Лира?» Когда Король Лир начинает задавать себе эти вопросы, то начинает возвращаться к тому, кем он является по своей природе. И на самом деле, он, конечно, не Король Лир, а Джон Смит — актер, который совершенно спокоен и полностью удовлетворен. Королю Лиру не нужно становиться Джоном Смитом, поскольку он им уже является. Джон Смит просто потерял себя в этом герое.

На первый взгляд может показаться, что его герой проходит весь путь назад к Джону Смиту, но, на самом деле, он ничего не проходил — он всегда был Джоном Смитом. Иногда это называют «путь без пути», поскольку Короля Лира и Джона Смита не разделяет расстояние, следовательно, нет места для пути, нет места для усилия; есть только распознание, что это то, кем я был и всегда являюсь.

Конечно, затем важно пребывать в этом качестве. Это не что-то новое, а распознание своей сути. И тогда уже следует второй шаг (ранее я упоминал первый) - теперь мы должны вернуться назад, в мир, и начать думать, чувствовать, действовать, воспринимать, строить отношения на основе этого нового ощущения Себя.

П.М.: Огромное вам спасибо.

Р.С.: Спасибо вам, Пол.

П.М.: Я благодарен вам за ваше время и размышления о вопросе человеческого благополучия и способности каждого из нас углубить понимание истинных составляющих нашего непроходящего благополучия, которое не зависит от всего, что происходит в обычной жизни.

Спасибо.

Р.С.: Спасибо вам, приятно было побеседовать.


















WEB © Nataris-studio 2012