Руперт Спайра. Осознавание никогда не засыпает  


Перевод Sammasati


Руперт (Р.): Можете ли вы сказать, что когда вам снится сон, вы осознаете?

Вопрошающий (В.): Да.

Р.: Хорошо. Вы осознанны также и в бодрствовании, значит вы и сейчас осознанны.

В.: Да.

Р.: А затем вы проходите через переходное состояние, которое называется «засыпание».

В.: Да.

Р: Но вы остаетесь осознанной. Потому что вы начинаете видеть сны, и вы осознаете, что это сон.

В.: Да.

Р.: Значит, Осознавание не засыпает при переходе из состояния бодрствования в состояние сна.

В.: Именно так.

Р.: Мысль называет этот переход «засыпанием», но это не опыт Осознавания. Осознавание остается в том единственном состоянии, в котором Оно может быть, — бодрствующей бдительности. Эту бодрствующую бдительность мысль называет состоянием бодрствования. Когда исчезает состояние бодрствования, тело и мир, тогда появляется состояние сна со своим телом и миром. Но и то и другое воспринимается одним и тем же Осознаванием. С точки зрения мышления как будто бы происходит переход от состояния бодрствования в состояние сна. Да?

В.: Или неосознанное состояние…

Р.: Поговорим о нем позже. Происходит переход из состояния бодрствования в состояние сна: «Я засыпаю». Но то «я», которое засыпает, это не «Я» Осознавания. Потому что Осознавание в состоянии сна остается прежним — бодрствующей бдительностью, иначе бы мы не знали, что «я» спит. Получается, что Осознавание не засыпает.

Вот, что происходит при, так называемом, переходе от бодрствования ко сну: последовательность ощущений и восприятий, называемая состоянием бодрствования, телом и миром, исчезает, и возникает новое проявление, которое называется сном, возникает новый мир. Осознавание отождествляет Себя с одним из появившихся объектов, то есть телом, будто бы сжимается до состояния тела, и поэтому состояние сна со сновидениями очень похоже на состояние бодрствования. Мы думаем: «Я, это тело, хожу внутри этого мира, мира сна». И что же происходит потом? Это тело, тело мира сна, и весь мир сна исчезают, оставляя Осознавание тем, чем Оно всегда является, — бодрствующей бдительностью. Осознавание ничего не знает, никаких мыслей, никаких ощущений или восприятий.

С точки зрения мысли глубокий сон — это ничто, пустота, потому что в состоянии глубокого сна нет объектов, а мысли могут знать только объекты. Поэтому мысли говорят: «Глубокий сон пуст». Но с точки зрения Осознавания глубокий сон не пуст. В глубоком сне Осознавание знает Само Себя. Другими словами, Оно заполнено Собой до краев, своим собственным, пустым, неотъемлемо спокойным истинным Я. Это не «ничто». Только мысли могут воспринимать это как «ничто». А с точки зрения того, кто в действительности знает, того, кто действительно переживает происходящее и всё осознает, глубокий сон не является пустым «ничто». Он заполнен до краев чистым Осознаванием, неотъемлемо спокойным, удовлетворенным Осознаванием. Именно поэтому нам всем так нравится спать, ведь мы понимаем, что это спокойное и удовлетворенное состояние. В нем мы ничего не желаем и нам всего хватает. Это называется счастьем.

В.: Да, я уже видела это на видео…

Р.: Итак, Осознавание не переходит от бодрствования к сновидениям и от сновидений к глубокому сну, оно не идет дальше от глубокого сна к сновидениями, от сновидений к следующей фазе глубокого сна и затем не просыпается утром. Осознавание никогда не переходит между чем бы то ни было. Оно не путешествует во времени, проходя через все эти состояния. Осознавание всегда находится в одном и том же месте, которое является безместным местом, называемом бесконечностью. Осознавание всегда пребывает в одном времени, которое является безвременным временем, называемом вечностью. Оно никогда никуда не движется, Оно никогда не меняет своих состояний. Состояния бодрствования, сна, глубокого сна проходят через Него, а не Оно через них. И даже это не совсем так. Это бесконечное Сознание принимает форму ума, который и проявляется в состоянии бодрствования или сна. То есть, эти состояния даже не проходят через Сознание. Само Сознание, само бесконечное Сознание принимает форму состояний бодрствования и сна.

В.: Как только я захотела попросить вас заменить слово «Осознавание» на «Сознание», вы сразу это сделали. Что происходит, когда человек не осознан?

Р.: Расскажите мне о вашем переживании неосознанности. Есть ли хоть один человек, который пережил неосознанность?

В.: Но ведь, несомненно, есть…

Р.: Я не хочу, чтобы вы со мной спорили, исходя из логики, я хочу, чтобы вы ответили мне, основываясь на вашем опыте. Что вы знаете о пребывании в неосознанности?

В.: Ничего.

Р.: Хорошо. Вы может хотя бы представить себе пребывание в неосознанности?

В.: В глубоком сне. Но моя логика говорит: «Нет».

Р.: Хорошо, отпустите это. Я не хочу подводить вас к этому логически. Я не хочу начинать философские споры. Я хочу мягко подтолкнуть вас к вашему собственному переживанию. Вы перестаете осознавать в глубоком сне?

В.: Нет.

Р.: Вы когда-нибудь были в состоянии без осознавания?

В.: Нет.

Р.: А могли бы вы вообще когда-нибудь испытать состояние без осознавания?

В.: Я не знаю.

Р.: Тогда я спрошу по-другому: вы можете осознавать отсутствие осознавания?

В.: Нет.

Р.: Тогда получается, что невозможно пережить неосознанность. Потому что, чтобы признать существование неосознанности, ее нужно осознать. Таким образом, вы правы, вы не только никогда не испытывали неосознанность, вы никогда и не могли бы пережить ее. И вы не только никогда не испытывали неосознанность и не могли никогда пережить ее, но никто, никто и никогда не мог и не мог бы пережить состояние: «Я не осознан».

Почему? Вся наша культура основана на убеждении в том, что осознавание - это мимолетный, хрупкий побочный продукт ума, что оно возникает в теле при рождении, развивается, растет, а потом исчезает, когда тело умирает. Это просто убеждение. Никто никогда не переживал появление или исчезновение Осознавания. Никто. Даже на долю секунды. Если бы это было возможно — испытать исчезновение осознания — вы думаете, у кого-либо был бы сейчас такой опыт? Даже на одно мгновение... Но никто не испытывал этого. Почему?

В.: Это невозможно.

Р.: Это невозможно. Но тем не менее, наша мировая культура основана на этом убеждении: "Я, осознавание - временен и ограничен". На этом рискованном заблуждении об отдельном «я», на этой одной идее — я временен и ограничен — основываются убеждения подавляющего большинства людей. Все наши страхи и желания, психологические страхи и желания, исходят только из этого убеждения, а это убеждение возникло вследствие того, что мы игнорируем нашу истинную природу. Но каждый человек переживает ее, как это переживание: «Я осознаю, что я осознаю».

В.: То есть, нельзя сказать о каком-то человеке, что он не осознан?

Р.: Человека вообще нельзя назвать ни осознанным, ни неосознанным. Осознанным является только Осознавание. Не люди владеют Сознанием, а Сознание время от времени владеет людьми.

В.: Как тогда в соответствии с этим новым видением объяснить то, что если я ущипну вас, когда вы спите, то вы проснетесь, но если ущипнуть человека после аварии, то он не проснется? Как можно объяснить это, если мы говорим, что он не в бессознательном состоянии, а в каком-то другом?

Р.: Ничего страшного, можно называть это бессознательностью. Не важно, как мы это называем, если мы…

В.: Но ведь это вводит нас в заблуждение.

Р.: Да, это вводит в заблуждение. Мы предполагаем, что раз я не слышу звуков, или если я нахожусь глубоком сне, или из-за того, что я не чувствую щипания, то это значит, что я, Сознание, исчезло.

В.: Да, правильно. Я поняла.

Р.: Если вы просто поразмышляете над этой мыслю, над нашим диалогом, и вы на своем опыте увидите, своим внутренним ощущением всмотритесь в это и поймете: «Я никогда не переживала возникновение Осознавания, я никогда не переживала изменений в Осознавании, я никогда не переживала исчезновение Осознавания». Прежде всего, придите сами к этому пониманию, на вашем собственном опыте, не верьте мне…

В.: Да, да, я не верю.

Р.: И возвращайтесь к этому снова и снова. Не только единожды, но снова и снова. Возвращайтесь к этому переживанию, пока оно не станет вашим прожитым опытом. А потом начните размышлять о последствиях такого видения. Вся жизнь отделенного «я» развалится, если по-настоящему глубоко поразмышлять над выводами из этого факта.

В.: Это просто ошеломительно.

Р.: Да, это ошеломительно. Это буквально выносит мозг. Это перемещает нас за пределы ума.

Мне недавно рассказали анекдот о том, как Билл Гейтс отправил письмо Стиву Джобсу в рай. Стив Джобс рассказывал ему, что рай бесконечен и вечен, а Билл Гейтс написал ему письмо в ответ: «Ну и что? Ну и что, что рай бесконечен?» Стив Джобс ответил: «Самое лучшее в этом то, что нам тут не нужны ни окна (windows), ни ворота (gates)»
(окна — англ. windows, название операционной системы, разработанной компанией Билла Гейтса. Ворота — англ. gates, совпадает с написанием фамилии Билла Гейтса (Bill Gates) — прим. пер.).

Подумайте об этом. Подумайте, что это значит, что это значит для вашей жизни. Подумайте, что значит жить жизнью, наполненной чувствованием/пониманием, что я - это Осознавание, я никогда не появлялся, я никогда не рождался, я никуда не движусь и никогда не меняюсь, в глубине своей я спокоен, мне ничего не нужно, я никогда не старею, не болею и не умираю.

В.: Да, для меня проблематично использовать слова, как сказал мне мой муж: «С тобой невозможно разговаривать». Потому что я постоянно пытаюсь понять суть слов, потому что всё так меняется, всё становится таким другим… Спасибо. И спасибо за второй вопрос.



















WEB © Nataris-studio 2012