Сайт переехал по адресу: IAMNESS.RU
Руперт Спайра. Природа переживания  

Первоисточник

Фундаментальное предубеждение нашей культуры

Существует одно фундаментальное предубеждение, на котором основана наша культура. Это главное предположение утверждает, что переживание делится на два основных элемента - субъект и объект, соединенные вместе актом осознания, чувствования или восприятия.

Это приводит к знакомым формулировкам переживания, таким как: "Я знаю то и это", "Я чувствую грусть", "Я воспринимаю дерево". Таким образом переживание представляется и чувствуется сосотоящим из знающего и знаемого, чувствующего и чувствуемого, воспринимающего и воспринимаемого. В каждом случае субъект знает, чувствует или воспринимает объект.

Субъект и объект являются двумя нераздельными аспектами той же самой веры - веры в разделение или двойственность. Мистики склонны исследовать субъект, а ученые и деятели искусств склонны исследовать объект или мир. Однако, будучи нераздельными аспектами одной и той же веры, исследование каждого из них будет достаточным для понимания истинной природы переживания.

Наша неотъемлемая природа Бытия, Осознавания и Счастья

Давайте начнем с нашего "Я". Что мы можем сказать наверняка о нашем "Я", субъекте, том, кто осознает переживание? Во первых это то, что я, несомненно, присутствую - я есть. Если бы я не присутствовал, то я не осознавал бы эти слова. Второй самоочевидный факт о нашем "Я" - это то, что я осознаю. Если бы это не было правдой, я бы не осознавал мысли, ощущения или восприятия.

Другими словами, я есть и "Я", которое есть, осознает, что я есть. Это осознавание нашего собственного бытия - его осознавание самого себя - наиболее знакомый, сокровенный и очевидный факт переживания, который присущ всем.

Это присутствующее и осознающее "Я" иногда называют "Осознаванием", что значит "присутствие того, что осознает". Это слово, в котором два фундаментальных качества нашего Я - бытие и осознание - признаются, как одно.

Что еще мы можем знать наверняка из опыта о нашем Я? "Я" осознает мысли, ощущения и восприятия, но не сделано из мыслей, ощущений или восприятий. "Я" сделано из чистого бытия и осознания.

Как таковое, "Я" может быть подобно открытому, пустому пространству, которому или в котором являются объекты ума, тела и мира (мысли, ощущения и восприятия). И также, как пустое пространство, условно говоря, не может сопротивляться или быть побеспокоенным появлением деятельности любого объекта внутри него, так и открытое, пустое пространство Осознавания не может сопротивляться или быть побеспокоенным любыми проявлениями ума, тела или мира, независимо от их конкретных качеств или состояний. Это неотъемлемое отсутствие сопротивления есть переживание счастья; эта невозмутимость является покоем. Эти счастье и покой не зависят от состояния ума, тела или мира и присутствуют в неотъемлемой природе Осознавания, и в качестве нее при любых условиях и обстоятельствах.

Таким образом, счастье и покой, также как бытие и осознание, являются неотемлемыми для нашей истинной природы.



Открытие вечной и бесконечной природы нашего истинного Я

Открытие того, что Я не сделан из объекта ума или тела освобождает нас от веры, что наша неотъемлемая природа разделяет их ограничения и судьбу. Нашими единственными знаниями ума или тела являются мысли, чувства, ощущения и восприятия. Все они ограничены, они появляются и исчезают. Однако, Я - тот, кто их знает или осознает, не разделяет их ограничения, а также не появляется и не исчезает вместе с ними.

Если находиться близко к нашему переживанию - и в большинстве случаев это требует некоторого исследования для различения того, что переживается фактически, а что является просто верой - то мы обнаружим, что наше собственное бытие не имеет никаких знаний каких-либо границ внутри себя, также как не имеет никаких переживаний своего появления или исчезновения. То есть, наше собственное бытие знает себя безграничным (бесконечным) и всегда присутствующим, без рождения и смерти (вечным).

Раскрытие бесконечной и вечной природы нашего истинного Я - это не новое переживание или открытие. Это просто признание нашего всегда присутствующего и безграничного Бытия - Его распознание Себя - какое Оно есть на самом деле. Это не может быть найдено, потому что оно никогда не терялось. Это может только быть временно нераспознано или забыто.

Позднее мы увидим, что истинное и единственное Я Осознавания никогда по-настоящему не распознается или забывает Себя, и поэтому никогда по-настоящему не находит или вспоминает Себя.
Вся драма забвения и вспоминания, потери и находки, рабства и освобождения происходит для воображаемого обособленного "я" и случается в мыльном пузыре мышления и чувствования, в то время, как Осознавание покоится в Себе, наслаждаясь покоем, счастьем и свободой Его собственной всегда присутствующей и безграничной природы.

Временное забвение нашей истинной природы

Как наша неотъемлемая природа была нераспознанна или забыта? Как мы будто бы перестали быть всегда присутствующим и безграничным присутствием Осознавания и вместо этого стали ограниченным, обособленным "я"?

Нераспознание или забвение нашей истинной природы происходит подобно тому, как телевизионный экран временно скрывается, когда начинается фильм. Когда фильм начинается, появляются объекты, люди, здания и т. д.. Если мы вовлекаемся в фильм, то забываем, что просто видим экран. В момент этого забвения или нераспознания экрана, объекты, люди, здания и т.д. кажутся приобретающими свою собственную реальность, независимую от экрана.

Хотя экран сам по себе всегда присутствует и безграничен (в контексте этой метафоры), его неотъемлемая природа кажется сокрытой объектами, людьми, зданиями, появляющимися на нем. В результате, экран как будто теряет или отказывается от своей неотъемлемой природы и принимает ограничения и судьбу объектов и персонажей в фильме.

Поэтому то, что в реальности всегда присутствует и безгранично (экран), кажется становящимся временным, ограниченным объектом (объектами, людьми и зданиями и т.д. в фильме).

Забвение или нераспознание нашей истинной природы и происходящее в результате этого появление ограниченного особобленного "я", случается подобным образом.

В естественном состоянии ощущения и восприятия появляются на экране Осознавания и все они известны и чувствуются, как одинаково сокровенные, в равной степени сделанные из Осознавания. (Позже мы обнаружим, что даже эта модель не совсем правильная - нет никаких абсолютно верных моделей переживания - но эта модель удовлетворит нас какое-то время).

В определенный момент (и этот момент всегда сейчас) появляется мысль, которая воображает, что Осознавание более близко некоторым ощущениям и восприятиям, чем каким-либо другим. Это подобно представлению о том, что персонажи или объекты в нашем фильме ближе к экрану, чем что-либо другое.

С этим убеждением Осознавание кажется сжавшимся или сократившимся из Его открытой, свободной, всегда присутствующей, безграничной природы и вместо этого ставшим объектом или личностью, с мыслями которой Оно отождествляется. Короче говоря, истинное и единственное Я всегда присутствующего, безграничного Осознавания кажется ставшим ограниченным обособленным "я".

Это временное сжатие единственного истинного Я Осознавания иногда называют "невежеством", потому что оно происходит вследствие "незнания" (неведания) нашей истинной природы.

Однако, кто тот, кто игнорирует или забывает нашу истинную природу? Конечно же, это не Осознавание! Подобно экрану (если бы он мог переживать) Осознавание может переживать или знать только Само Себя. И нет никакого другого Я, которое могло бы забыть свою истинную природу.

Это сжатие или "падение" нашего всегда присутствующего и безграничного истинного Я в ограниченное обособленное "я" на самом деле никогда не происходит также, как экран никогда фактически не становится личностью, объектом или зданием. Обособленное "я" является обособленным "я" только с иллюзорной точки зрения обособленного "я". Невежество является невежеством только с точки зрения невежества.

С истинной и единственной точки зрения Осознавания, нет никакого игнорирования, сокрытия или забвения Самого Себя. Оно никогда не прекращает быть, знать и любить только Себя Самого.

Рождение и смерть обособленного "я"

Вместе с этим кажущимся сокрытием истинного и единственного Я Осознавания, ограниченное обособленное "я" будто бы приходит в существование, подобно тому, как пейзаж на экране кажется реальным, когда игнорируется экран.

И вместе с кажущимся сокрытием нашей истинной природы будто бы скрываются покой и счастье, являющиеся естественным состоянием любого переживания. Именно по этой причине всегда присутствует глубокая боль в сердце обособленного "я" - боль отдельного существования. Большинство людских жизней проводятся в попытках уменьшения или замораживания этой боли отделенности посредством веществ, объектов, деятельности и отношений.

Короче говоря, воображаемое обособленное "я" всегда ищет покой, счастье и любовь во внешних объектах, другом или мире. Однако, обособленное "я" не может найти покой, счастье и любовь, потому что его кажущееся существование скрывает их. В то же время, покой, счастье и любовь - это все, что ищет обособленное "я".

Страстное желание обособленного "я" подобно мотыльку, ищущему пламя. Пламя - это все, чего желает мотылек и единственное, чего он не может иметь. Как только мотылек прикоснется к пламени, он умирает. Таков способ мотылька испытать пламя - погибнув в нем. И это также способ обособленного "я" пережить покой, счастье и любовь - растворившись или умерев.

Все обособленные "я" ищут только окончание поиска; все обособленные "я" стремятся только к окончанию стремления; все обособленные "я" желают только растворения или смерти. Это смерть, смерть обособленного "я", является переживанием покоя, счастья и любви, раскрытием нашей неотъемлемой природы, ее "вспоминанием" себя.

Однако, как мы уже видели, обособленное "я" - это единственное реальное "я" с его иллюзорной точки зрения. Прежде всего, как может умереть иллюзия, если она нереальна? Это невозможно! Она только может быть осознанна абсолютно несуществующей.

Если бы обособленное "я" было реальным, то было бы невозможно избавиться от него, потому что то, что реально, не может исчезнуть. К счастью, то, что нереально, а именно - обособленное "я", объект, другое или мир, никогда по-настоящему не приходило в существование.

Поэтому никакая деятельность или прекращение деятельности ума не может привести к этому пониманию. Все, что требуется, это иметь мужество, честность и любовь, чтобы посмотреть, ясно увидеть и проживать последствия того, что мы обнаружили.

Истинное и единственное Я Осознавания не имеет никакого знания какого-либо ограничения или судьбы внутри Себя. Оно знает, что Оно бесконечно и вечно. Только мысли и чувства говорят иначе. Глубокое исследование этих мыслей и чувств раскроет, что они не отражают истинную природу нашего переживания.

Когда наше Я освобождено от верований и чувств нехватки и ограничения, которыми Оно было временно сокрыто, Оно пребывает раскрытым в качестве единственного истинного Я всегда присутствующего и безграничного Осознавания.

Природа мира.

Давайте исследуем другую сторону фундаментального предубеждения нашей культуры - независимо существующий внешний объект, другое или мир.

Нашим единственным практическим знанием мира является восприятие - виды, звуки, вкусы, текстура и запахи. Фактически, никто и никогда не обнаружил независимо существующий объект или мир; все, что когда-либо находилось - это восприятия. Поэтому мы не можем даже сказать, что у нас есть восприятие мира, так как этот мир никогда не был обнаружен. Единственное, что мы можем сказать наверняка, это то, что мы осознаем восприятия. И эти восприятия никогда не известны независимо от Осознавания.

Это поразительный, но простой факт переживания, который наша культура еще не осознала: материя, мертвое инертное вещество, из которого как предполагается, сделана независимо существующая вселенная, никогда не была обнаружена. Материя - это концепция, ценная концепция, которая полезна в качестве рабочей модели в некоторых ситуациях, но тем не менее, это концепция. Она никогда не была найдена. И она никогда не будет обнаружена, потому что, все что обнаруживается, по определению, никогда не знается независимо от Осознавания.

Фактически, даже модель, в которой мысли, ощущения и восприятия появляются в Осознавании, не выдерживает тщательной проверки опытом. Это стадия, находящаяся на пол-пути, которая растворяет веру в независимую реальность материи и ума, а также утверждает присутствие и первенство Осознавания. Но как только это было установлено, не интеллектуально, а на нашем фактическом опыте, эта модель также должна быть отброшена в пользу другой, которая более точно отражает реальность переживания.

Все, что мы знаем о мысли - это переживание мышления, все, что мы знаем об ощущении - это переживание ощущения, все, что мы знаем о видимом - это переживание видения, все, что мы знаем о звуке - это переживание слышания и т. д.

И все, что известно о мышлении, ощущении, видении, слышании, прикосновении, вкушании и обонянии - это их осознавание. А что знает это осознавание? Только то, что само по себе имеет способность осознавать, может знать что-либо. Так что, это осознавание, которое знает осознавание.

Все, что когда-либо известно - это чистое осознавание, осознающее и пребывающее самим собой. И это осознавание является твоим Я. Все, что знается - это Осознавание, осознающее Себя, истинное Я, осознающее Себя.

Есть только твое истинное Я - не "я", которое принадлежит какому-то объекту или личности, потому что, как таковых, нет объектов или людей, которым Оно может принадлежать. Это Осознавание принадлежит только Самому Себе. Есть только Оно, и Оно знает только Себя. Здесь нет никаких других или объектов, ни внутреннего "я", ни внешнего мира.

И что это за имя, которое мы обычно даем этому отсутствию инаковости, расстояния, разделения и объектности? Это красота или любовь.

Красота - это открытие того, что объекты не являются объектами; любовь - это открытие того, что другие не являются другими.

Раскрытие нашей истинной природы, как она есть, приводит к концу одну главу нашей жизни, главу, в которой мы считаем себя обособленными личностями, рожденными в мире, движущимися, меняющимися, стареющими и предначертанными умереть. Но это только начало другой главы.

Следующая глава - это реализация этого понимания во всех сферах жизни, не только в способе нашего мышления, но и в том, как мы чувствуем, ощущаем, воспринимаем, действуем и в наших отношениях. Это никогда не заканчивающийся процесс, в котором каждый аспект переживания постепенно пропитывается покоем нашей истинной природы.

В невежестве, когда игнорируется наша подлинная природа, наше истинное Я, Осознавание, кажется принявшим прерывающиеся ограниченные качества ума, тела и мира. Оно кажется ставшим чем-то.

В понимании наше Я, Осознавание, осознается, как открытое, пустое поле переживания, не сделанное из чего-то, но осознающее всё кажущееся что-то. Как таковое - это ничто, ни что-то.

В любви, ум, тело и мир постепенно принимают качества Осознавания - они становятся открытыми, пустыми, прозрачными, пропитанными и пронизанными покоем и счастьем, являющимися нашей истинной природой. Как таковое, наше истинное Я, открытая, пустая ничегошность Осознавания в нашем переживании осознается как реальность или субстанция всего.

Путь от "я есть что-то" к "я есть ничто" - это путь различения или исключения - я не это, не это, не это. Путь от "я есть что-то" к "я есть все" - это путь включения или любви - я есть это, и это, и это.

Знание и Любовь.

Истинное знание - это практическое понимание того, что есть только всегда присутствующее, безграничное Осознавание или Осознание. Не может быть известно ничего другого, даже если кажется, что известны ум, тело и мир. Всегда присутствующее, безграничное Осознавание, являющееся просто сокровенностью нашего собственного бытия - это фундаментальная природа кажущегося внутреннего "я" и его следствия - кажущегося внешнего объекта, другого или мира.

Все религии основаны на этом понимании. В Христианстве это выражается в словах: "Я и Отец мой - Одно". То есть, Я, Осознавание и Окончательная Реальность вселенной - это одна и та же Реальность. В Буддизме: "Самсара это нирвана". То есть, прозрачный, открытый, пустой свет Осознавания, который не сделан из чего-то - ничто - является субстанцией всех проявлений - всего. Ничто, принимающее форму всего. В Индуизме: "Атман и Пара-Атман - Одно". То есть, индивидуальное "я", лишенное всех убеждений и чувств ограниченнности, раскрывается, как Истина и единственное Я вечного, бесконечного Осознавания. И в Суфизме: "Куда бы ни упал твой взгляд, там лицо Бога". Все, что видится - это лицо Бога и это Бог, который видит.

Все эти фразы обусловлены культурой, в которой они появились, но они указывают на одну и ту же необусловленную Истину - Реальность всего опыта.

Реализация этой Истины растворяет убеждение в инаковости, отдаленности, и разделении. Общепринятое имя, которое мы даем этому отсутствию инаковости, расстояния и разделения - Любовь или Красота. Это то, чего каждый страстно желает - не только те, кто интересуется недвойственностью, но семь миллиардов из нас.

В этой реализации истинное Знание и Любовь раскрываются, как одно и то же - практическое понимание того, что истинная природа кажущегося внутреннего "я" и кажущегося внешнего мира - это единая Реальность, сделанная из прозрачного света Осознавания, то есть, сделанная из сокровенности нашего собственного Бытия.

Это раскрытие понимания и любви ударяет в сердце фундаментальной предубежденности, на которой основана наша культура, предубежденности в двойственности истинного Я, делящегося на обособленное внутреннее "я" и других или "это", отдельные внешние объекты или мир. Все конфликты внутри нас самих или между личностями, обществами и нациями основаны только на этой предубежденности и все психологическое страдание происходит из-за этого.

Любой подход к решению этих конфликтов, который не затрагивает сути этой проблемы, будет откладывать решение этого конфликта и страдания, но не покончит с ними. Рано или поздно, в качестве индивидуумов и в качестве культуры мы должны иметь мужество, смирение, искренность и любовь, чтобы осознать этот факт.

Высочайшей целью всего искусства, философии, религии и науки является раскрытие этой Истины опытным путем, хотя все эти институты временно забыли это в нашей культуре. Однако, это не может продолжаться долго. Как сказал художник Сезанн: "Наступает время, когда простая морковь, исследованная свежим взглядом, приведет к революции".

Это единственная подлинная революция, в которой наш взгляд на реальность переворачивается с ног на голову. Осознавание - чистое Осознание - это не просто свидетель переживания. Это его субстанция, сама его природа. Все изменяется, если мы начинаем жить, исходя из этой точки зрения. Мы понимаем, что то, к чему мы всегда стремились в жизни, всегда присутствовало в глубинах нашего собственного Бытия. Оно всегда доступно, никогда по-настоящему не скрыто. Прежде всего, это часто чувствуется, как покой на заднем плане переживания, его невозможно сдержать и в скором времени он начинает вытекать в мир, как радость, любовь и творчество.


WEB © Nataris-studio 2012