Руперт Спайра. Прозрачность вещей. Легкость Бытия  
Сознание по своей природе не отождествляется с телом или умом. Сознание предшествует телу, уму или миру.

Естественным состоянием Сознания является Свобода, Счастье и Покой.

Когда появляется объект, он появляется как модуляция Сознания.

Сознание одновременно является веществом и свидетелем всего, что появляется.

Тем не менее, Сознание не отделено и не удалено от объекта, воспринимая его на расстоянии. Когда объект присутствует, этот объект является одним с Сознанием. Если они разделяются, объективный аспект мгновенно теряется, в то время как Сознание остается таким, как всегда.

Язык не может это описать, потому что даже в такой попытке описания есть ссылка на две вещи - объект и Сознание. Используются два слова, когда на самом деле, никогда нет двух вещей.

Объект - это форма, которую принимает Сознание, так же, как волна является формой, которую принимает вода.

Сознание едино с каждым объектом. Фактически, в конечном счете, не существует никаких объектов. Существует только Сознание, от момента к моменту принимающее форму нашего переживания.

Идентичность объекта является идентичностью Сознания.

Объект не может появиться, если он не един с Сознанием. Сознание является каждым явлением, но это не значит, что Сознание ограничивается этим явлением.

Идея «я - это тело» возникает в Сознании как и любое другое явление и, как таковая, это форма, которую Сознание принимает в данный момент.

Однако тот факт, что она возникает в Сознании, не обязательно делает ее правдивой, так же, как не правдива мысль два плюс два равняется пяти, которая также возникает в Сознании.

Это выражение Истины, но это не Истина.

Ощущение или совокупность ощущений, которые называют «телом» также редко появляется без какого-либо восприятия мира.

Эта совокупность ощущений и восприятий является одним сплошным переживанием.

Тем не менее, Сознание произвольно делит этот сплошной опыт ощущений/восприятий на две части - ощущения и восприятия.

Оно делает это путем отождествления Себя исключительно с ощущениями, с телом, и разотождествлением Себя с восприятиями, с миром.

Оно думает: "Я - эта совокупность ощущений, тело, но не группа восприятий, мир".

Поэтому, проблематична не столько идея «я - это тело», а идея «я-это-только-тело».

Для того, чтобы исправить эту исключительность, некоторые учения предлагают отделить воспринимающее Сознание от проявления тела/ума, чтобы установить, что Сознание существует Само по Себе и до всех проявлений.

Это, в свою очередь, открывает путь для более полного понимания, в котором видно, что опыт в каждый момент - одна сплошная тотальность.

Сознание едино с тотальностью всех опытов, а не только с фрагментом - телом/умом.

Для перехода ко второму этапу понимания, Сознание, в первую очередь, отказывается от Своего исключительного отождествления с отдельным телом/умом и познает Себя как ничто, как не что-то, не объект и не явление. Оно познает Себя в качестве свидетеля всех объектов, до того, как снова соединится с тотальностью Своего опыта и распознает Себя, как все.

Сознание переходит от "Я есть что-то" к "Я-ничто", и затем от "Я-ничто" к "Я-все", никогда не бывая и не становясь чем-то, кроме Самого Себя.

Однако, этот второй этап иногда не подчеркивается в традиционных учениях, которые больше сосредотачиваются на свидетельствующем аспекте Сознания - "Я-не-тело", аспекте, "Я-ничто". Это иногда приводит к отрицательному подходу к телу и переживанию.

Эти учения часто делают целью Нирвикальпа самадхи, переживание Сознания, осознающего Себя без объектов, которое в большинстве случаев должно поддерживаться с помощью усилия, для того, чтобы держать под контролем то, что считается опасной и отвлекающей областью мышления, эмоций, ощущений и восприятий.

Тем не менее, было бы заблуждением утверждать, что путем утверждения Сознания как независимого свидетеля, отличного от наблюдаемого, может быть оправдана двойственная концепция субъекта и объекта.

Нет ничего иного, кроме признания первичности и независимости Сознания, что можно было бы предположить по поводу того, что переживается нечто еще, кроме непрерывного потока явлений, и это понимание может быть выражено как "Существует только это", что означает, что есть только этот поток мыслей, ощущений или восприятий.

Однако, как только опытным путем было установлено, что Сознание существует до и независимо от всех явлений, можно ясно увидеть, что только Само Сознание принимает форму потока явлений, и в таком случае в заявлении "Существует только это", "это" - относится к Сознанию, а не к объектам.

Это отличие является разницей между солипсизмом (точкой зрения, что Я – это все, что может существовать – прим. пер.) и мудростью, хотя оба могут быть выражены одним и тем же определением.

***

Возвращаясь к отождествлению Сознания с фрагментом, существует большая разница между «Я - не тело» и «Я - не только тело».

«Я - не тело» является истиной в том смысле, что оно предполагает, что «Я» - Сознание, не являюсь телом, если под «телом» мы имеем в виду объект, который находится за пределами и отдельно от Сознания.

Однако, как только стало понятно, что все объекты подобны волнам в Сознании, что Сознание принимает форму каждого явления, тогда "Я", Сознание - это тело. Когда присутствует тело, то это Само Сознание, принявшее форму тела.

Тем не менее, в этом случае по-прежнему верно, что «Я», Сознание, - не только тело. «Я» - также мир и все остальное, что появляется в этот момент. «Я» – это тотальность всего, что появляется во мне, но «Я» также больше чем это, так же, как океан больше, чем совокупность волн.

Когда объекты не присутствуют, Сознание, естественно, едино с Самим Собой. Когда объекты присутствуют, Сознание, естественно, едино с тем, что присутствует.

Объект ограничен, когда понимается, как отдельный и независимый от Сознания, но он бесконечен, когда понимается, как выражение Самого Сознания.

Сознание учится отождествляться исключительно с одной частью тотальности всего, что появляется внутри Него, то есть, с телом/умом. Оно выбирает это отождествление благодаря своей врожденной свободе. В этом смысле это тоже естественно.

Невежество – это выбор, который Сознание делает благодаря своей собственной свободе.

Однако, это эксклюзивное отождествление не выбирается раз и навсегда. Это то, что мы, Сознание, выбираем время от времени. К тому же, Сознание свободно разотождествить Себя с телом/умом, когда Оно захочет.

Некоторые духовные традиции подчеркивают усилия, которые требуются Сознанию для расотождествления Себя с телом/умом, но фактически, Сознание без усилий разотождествляет Себя много раз каждый день.

Это разотождествление происходит совершенно естественно и без усилий каждый раз, когда мы засыпаем, и в промежутках между восприятиями. Сознание также разотождествляет Себя с телом/умом каждый раз, когда удовлетворено желание.

***

Глубокий сон является еще одним примером разотождествления Сознания с телом/умом. На самом деле, Покой и Счастье, которые мы переживаем в глубоком сне точно такие же, как Покой и Счастье, которые мы чувствуем при осуществлении желания, или, скорее, при прекращении беспокойства, которое сопровождало осуществление желания.

Сознание, Счастье или Покой подобны подземной реке, которая бьет ключем на поверхности между объектами тела, ума и мира. Это естественное и привычное переживание, которое присутствует в глубоком сне, и которое раскрывается с прекращением желания, в мгновения Любви, Юмора или Красоты, и во многих других случаях.

С точки зрения ума эти моменты продолжаются в течение какого-то периода времени. Они считаются вызванными объектами, которые предшествовали им, а также влияющими на те, которые следуют. Они, как нам кажется, мимолетно возникают, чтобы акцентировать будто бы постоянную видимость тела, ума и мира.

Однако, с точки зрения Сознания, Оно Само - постоянное Присутствие, из которого время от времени проявляются мимолетные явления тела, ума и мира, и Само является их причиной.

Эти моменты между появлением объектов на самом деле безвременны. Они не являются связанными друг с другом, и не разделены во времени или пространстве.

Счастье – это не мимолетное явление на постоянной основе времени и пространства. Скорее, пространство и время - мимолетные явления внутри постоянной основы безвременного, безпространственного Присутствия.

Глубокий сон – это просто другое название для этого безвременного, безпространственного Присутствия. Как и Счастье, он беспричинен. Засыпание - наиболее легкая вещь. Фактически, невозможно приложить усилие, чтобы заснуть. Только прекращение предыдущего усилия позволяет случиться глубокому сну.

Точно то же можно сказать и о Сознании. Естественное состояние – это не быть отождествленным с чем-то. Требуются усилия, чтобы отождествить Сознание исключительно с телом/умом.

Однако, мы уже настолько привыкли к этому эксклюзивному отождествлению нашего Я, Сознания, с телом/умом, что в большинстве случаев даже не осознаем тонкого усилия, которого требует это отождествление.

По этой причине Сознание, как кажется, должно приложить усилия, чтобы разотождествить Себя, но делая это, Оно просто осознает ранее незамечаемое усилие, которое Оно прилагало для исключительного отождествления Себя с телом/умом.

Это эксклюзивное отождествление может быть естественным, но это не существенно. Ничто не накладывает эту эксклюзивность на Сознание. Ничто не принуждает Его.

Состояние отождествления с отдельным телом/умом является частью репертуара Сознания, но это не является Его первоначальным состоянием или Его единственной возможностью.

Сознание – это Свобода, и среди свобод, имеющихся в Его распоряжении, находится свобода отождествлять или разотождествлять Себя.

Его естественным состоянием является свобода от эксклюзивного отождествления, но Оно свободно отождествлять Себя исключительно с телом/умом и тем, что они могут предложить - наслаждением и страданием.

***

После того, как Сознание отождествило Себя исключительно с телом/умом, Оно будто бы связало Себя и, как следствие, многие из последующих переживаний, появляющихся в Нем, как кажется, подтверждают Его новую идентичность.

Оказавшись будто бы ограниченным телом/умом, Оно наслаждается и страдает от неизбежных последствий пребывания маленьким фрагментом в огромной вселенной.

В течение некоторого времени Оно пытается манипулировать своим опытом для того, чтобы получить Счастье, еще не понимая, что Счастье и отдельная личность являются взаимоисключающими позициями.

Тем не менее, через некоторое время игры в отдельную личность, Сознание начинает утомляться. Оно жаждет чего-то более существенного, чем мимолетные и ненадежные моменты Счастья, которые кажутся зависимыми от милости бесчисленных причин, находящихся будто бы за пределами Его контроля.

Исчерпав традиционные возможности обретения счастья, Сознание-притворяющееся-отдельной-сущностью ищет на другой, менее знакомой, территории. Один из вариантов этого - духовный поиск.

Однако, рано или поздно, постепенно или мгновенно, Сознание приходит к пониманию, что Оно уже является именно тем, что ищет, и что поиск сам по себе препятствует этой реализации.

Это Само-распознавание не вызвано чем-нибудь, что происходит внутри самого поиска, потому что Само-распознавание – это именно распознание того, что Сознание и есть Счастье, Самодостаточность и Покой, и что эта Самодостаточность была всегда, как до, так и во время каждого переживания.

Это понимание является синонимом полного краха поиска, который, однако, может время от времени появляться вновь из-за инерции привычки.

***

Сознание свободно отозвать свое исключительное отождествление с телом/умом, когда этого захочет.

Мы забываем, что в младенчестве постепенно научились отождествлять наше Я, Сознание, с следующими друг за другом уровнями тела и ума.

В большинстве случаев устранение этого отождествления происходит в обратном порядке, в несколько этапов, начиная с самых очевидных слоев отождествления с телом и умом, и продолжая до самых глубоких слоев.

Мы подобны глубокому колодцу, и наличие Разумности, Любви и Красоты в нашей жизни, подобны появлению солнца в полдень, светящего непосредственно в этот колодец.

Обычно, из-за отсутствия света внизу, активны только существа, живущие на поверхности воды в колодце. Тем не менее, в течение короткого периода времени каждый день, существа, живущие на более глубоких уровнях, пробуждаются благодаря свету солнца, сияющего непосредственно над ними.

Таково наличие Разумности в нашей жизни. Когда солнце Разумности, Любви и Красоты чаще восходит над колодцем, освещаются и раскрываются все более и более глубокие слои отождествления.

Таким образом Сознание видит Свое отождествление с последовательными слоями тела/ума и ясно понимает, как Оно ограничивает Себя таким способом. Это понимание приводит к естественному ослаблению этого отождествления.

Каждый раз, ослабляя Свое отождествление, Сознание, сначала не зная этого, просто помня Себя, возвращается к Себе.

Сознание никогда на самом деле не возвращается к Себе. Оно просто пребывает сознательно в Самом Себе в качестве Самого Себя. Оно больше не претендует на то, чтобы быть чем-то, отличным от Себя.

Вначале, Оно не имеет привычки к этому пребыванию в Себе, и поэтому снова захватывает старые объекты, старые привычки избегания и сопротивления, которые Ему знакомы и комфортны.

Тем не менее, это отождествление со слоями тела/ума, благодаря пониманию, ослабляется снова и снова, и Сознанию становится все более и более комфортно пребывать в Себе в качестве Себя. Простота Бытия начинает пропитывать переживание.

Время от времени старые слои отождествления с телом/умом появляются снова. Однако, они теряют свою разделяющую силу и вместе с ней - их способность вызывать страдания.

Те, которые необходимы для функционирования повседневной жизни, по-прежнему продолжаются, когда они необходимы. Те, которые не являются функциональными, - естественно отпадают, и все больше и больше мы обнаруживаем себя в нашем естественном состоянии.

Это не какое-то необычное состояние. Оно просто и естественно, и способно снизойти на нас, даже не будучи осознанным умом, как нечто особенное.

На месте тонкого чувства нехватки, которое пронизывало наши мысли, чувства и действия в прошлом, на фоне нашей жизни начинает сиять ощущение благополучия и легкости, перетекая в основу нашей деятельности и отношений.

Переживание Любви – это именно это состояние отдыха Сознания от исключительного отождествления с отдельным телом/умом и, как следствие, неизбежное включение других, всех «других» внутрь Себя.

По этой причине говорят, что Любовь выражается и чувствуется безусловной, беспричинной, неизменной, универсальной. Она не имеет никакой противоположности. Она присуща нашей истинной природе.

***

Представьте себе короля, который наслаждался жизнью в своем дворце. Однажды он пожелал испытать жизнь одного из своих подданных, и поэтому поручил своим министрам относиться к нему как к обычному человеку, пока он не прикажет им обратного.

На следующий день король вышел на рынок под видом крестьянина, его министры наблюдали за ним издалека и они были бессильны вмешаться.

Вначале король не замечает, что наслаждение, которое он чувствует на рынке, имеет ту же природу, как и во дворце, поэтому он скоро забывает, что притворяется.

Потом он начинает страдать и, забыв свое право по рождению, пробует различные виды стратегий в рамках рынка для того, чтобы облегчить страдание.

Однако, ни одна из стратегий не может напомнить ему или вернуть его в свой дворец. Видя его состояние и чувство бессилия, министры оделись, как обычные люди. Время от времени король встречает одного из замаскированных министров. Не изменяя своему обещанию, они обращаются с ним, как с обычным человеком, и указывают ему, что он не тот, кем себя считает и чувствует.

Эта глубокая королевская амнезия продолжается некоторое время, но рано или поздно, он вспоминает, кто он на самом деле, и возвращается во дворец, приказав министрам возобновить свои служебные обязанности.

В тот момент, когда Король отрекся от королевских полномочий, он отказался от своей Свободы по своей собственной воле. Его Свобода выражалась в желании не быть свободным. С этого момента он, как ему казалось, стал связанным, и обстоятельства его жизни, будто бы, подтверждали его новый статус.

В этом состоянии единственная свобода, доступная для Короля-притворяющегося-обыкновенным-человеком - это свобода снова вспоминить себя, кто он на самом деле.

Только тогда, когда Король восстанавливает свой королевский статус, он понимает, что хотя он думал и вел себя так, как будто был связан, фактически, он всегда был свободным. Он понимает, что его статус обычного человека был добровольным и мнимым, и что даже тогда, когда он был глубоко связан страданием бытия обычным человеком - тем не менее, он всегда был Королем.

Не было ничего, что можно было бы сделать, или что еще более важно, что нужно было бы сделать, чтобы вернуть свой первородый статус, кроме того, чтобы просто признать его и начать вести себя соответственно.

В качестве крестьянина, Король не имел никакой другой свободы, кроме как вспомнить свою истинную идентичность. Как Король, он всегда был полностью свободен.

После того, как Сознание, исходя из присущей Ему свободы, выбрало отождествление Себя с фрагментом, единственная свобода, доступная Ему, - это разотождествиться с фрагментом, чтобы снова познать Себя тем, чем Оно всегда является.

Именно по этой причине заявления: «У тебя нет никакой свободы» и «У тебя есть полная свобода» оба истинны, с различных точек зрения.


















WEB © Nataris-studio 2012