Руперт Спайра Три стадии понимания  


В.: Вы говорите об Осознавании и у меня возникает вопрос о Сознании и Осознанности. Исходя из моего опыта, Осознанность очень суха, нейтральна, почти как чистая доска. Когда сюда привносится Осознавание, мне кажется, что это работа ума, который делает из Осознавания объект. Все существует благодаря Осознаванию... Я запуталась в своем уме...

Руперт Спайра: Хорошо. Я использовал слова "Сознание", "Осознанность" и "Осознавание", как синонимы. Все они в нашей тематике обозначают в точности одно и то же. Но позвольте объяснить, почему в последние годы я все больше и больше начал использовать слово "Осознавание" вместо "Осознанность" или "Сознание". Термин "Осознанность" очень хорош для первоначальной стадии учения, когда мы отделяем Сознание или Осознанность от Его объектов.

Внимание большинства людей обращено исключительно на мысли, чувства, ощущения и восприятия. Поэтому учение говорит, чтобы мы заметили то, что осознает эти мысли, чувства, ощущения и восприятия. Таким путем учение привлекает внимание к Осознанности, как противоположности объектов для того, чтобы установить присутствие и первенство Осознанности. Будет правильным сделать такое различение для того, чье внимание обращено исключительно на объекты переживания. Это обоснованный первый шаг.

Второй шаг - это созерцать природу Осознанности. Очевидно, что единственное "нечто", которое может осознавать Осознанность, - это Осознанность. Кроме самой Осознанности, не существует никакой другой осознающей сущности, которая могла бы что-то знать об Осознанности. Так что, вторым шагом является осознавание Осознанности. Быть осознанным, что ты осознан.

В.: Это самоосознавание, когда Осознанность осознает саму себя.

Р.С.: Да, Осознанность, осознающая сама себя. Это когда Осознанность покоится в самой себе, как Осознанность, просто зная свое бытие.

Эта вторая стадия в большинстве случаев представляет собой постепенный процесс, когда наше внимание или ум тонет в своем источнике. Осознанность погружается глубже и глубже сама в себя. Поступая таким образом, она постепенно освобождается от собственных наложенных ограничений. Однажды происходит распознание, что природа Осознанности безобъектна, врожденно спокойная, без каких-либо ограничений, за пределами времени и пространства. Это второй этап или распознание того, что Осознанность вечна и бесконечна.

Третяя стадия предполагает возвращение к объектам переживания, с которыми мы разотождествились в процессе "не то, не то": "Я - не мои мысли, я - не мои чувства..." Это включает в себя крах кажущегося разделения между Осознанностью и ее объектами. Для этого третьего этапа обычно я использую слово "Осознавание" вместо "Осознанность" потому, что разделение между Осознанностью и ее объектами или, говоря иначе, метафора неба и облаков, полезна для первой стадии учения.

Но на третьем этапе мы забываем метафору неба и облаков и переходим к метафоре экрана и изображения на нем. Мы делаем это потому, что в этой метафоре есть только одно, там нет неба с облаками внутри него, там есть только экран. Помните, что это не старинный кинопроектор, это ноутбук с плоским экраном, на котором экран един с изображением на нем. Изображение - это просто модуляция экрана.

Аналогично, все что ты знаешь сейчас в своем переживании, - это ум. Все, что знает каждый из нас, или вернее все, что знает ум каждого из нас, - это переживание мышления, слышания, видения, осязания, чувствования, воображения. Это все, что каждый ум осознает.

Теперь, что бы ни осознавало переживание мышления, чувствования, ощущения, восприятия, оно не отделено от мышления, ощущения, чувствования и восприятия. Давайте назовем это просто мышлением и восприятием, чтобы было легче понять весь объективный опыт. Обратимся теперь к переживанию мышления и восприятия. Чтобы ни осознавало мышление и восприятие, оно едино с мышлением и восприятием. Оно не отделено от них где-то на заднем плане, свидетельствуя на расстоянии.

Мы можем сказать, что мышление и восприятие пронизано осознаванием. Но даже это неправильно, потому что здесь предполагается, что есть нечто, называемое мышлением и восприятием, которое пронизано чем-то еще, называемым Осознаванием.

Мы никогда не сказали бы, что изображение пронизано экраном. Это предполагает, что есть нечто, называемое изображением, имеющее свое собственное существование, которое пронизано экраном. Но там нет чего-то, называемого изображением. То, что там есть на самом деле - это экран. Изображение - это просто модуляция экрана. Поэтому мы говорим, что экран - это реальность изображения или существенный неотъемлемый элемент изображения.

Аналогично, Осознавание, чистое Осознавание, - это существенный неотъемлемый элемент мышления и восприятия. Это субстанция, из которой сделаны мышление и восприятие. Здесь происходит крах кажущегося разделения между Сознанием и его объектами, которого на самом деле никогда не было.

В.: Можем ли мы знать это без объектов, само по себе?

Р.С.: Когда вы говорите "это", то что имеете в виду?

В.: Мы используем объекты как указатель на это, на этот пустой экран. Так что, я продолжаю движение назад, в направлении Осознанности и она становится объектом, еще одним экраном. За этим экраном появляется еще один и так далее...

Р.С.: Да, конечно. Вы просто смешиваете эти две аналогии. На первой стадии это будет правильным, потому что ум очарован объектами. Поэтому здесь верно предположить, что Осознанность свидетельствует субъект этих объектов. Таким образом, Осознанность является свидетельствующим субъектом, а мысли, чувства, ощущения и восприятия - это свидетельствуемые объекты. Здесь мы как бы материализуем Осознанность, делая из нее что-то открытое, пустое, прозрачное, самоосознающее. Все еще присутствует очень тонкая объективность Сознания. Это все еще объект. Это субъект переживания в противоположность объекту переживания. Другими словами, мы все еще находимся в двойственности. Мы можем назвать это просветленной двойственностью.

На третьей стадии мы разрушаем это разделение. Мы не удаляем себя из мышления и восприятия для того, чтобы осознавать Осознавание. Осознавание уже не находится на заднем плане переживания, оно является переживанием.

Позвольте мне использовать другую аналогию. Мы смотрим на экран телевизора. Это обычный телевизор, который вы смотрите, сидя на диване. Для того, чье внимание полностью потерялось в фильме, будет правильным сказать: "Обрати внимание на экран позади изображения". На самом деле, экран не находится позади изображения. Но если мы сфокусированы исключительно на объектах в фильме, то в качестве первого шага будет верно сказать, что экран находится позади. Это шаг, описываемый как Осознанность плюс объекты.

Когда это становится понятным, вы можете сказать своему другу: "Посмотри более внимательно, экран не находится позади изображения. Нет такой вещи, как изображение с экраном позади него. Ты смотришь только на экран, а не на две вещи - экран и изображение. Единственное, на что ты смотришь, реальность фильма - это экран. Фактически, нет такой вещи, как независимо существующий фильм. Единственное, что существует, что даже не выделяется, а просто есть - это экран. Кажущееся существование фильма - это модуляция этого всегда присутствующего экрана".

Теперь, если мы перенесем это понимание на наше переживание, то единственное, что существует в переживании, это даже не так, что оно существует, потому что оно не выделяется, оно просто есть, Я ЕСТЬ, - это Сознание. И все мысли, ощущения и восприятия не являются объектами этого Осознавания или Сознания, они есть это Осознавание или Сознание, модулирующее само себя.

По этой причине я называю ум деятельностью Сознания. Нет сущности, называемой умом, нет такой вещи, как ум. Единственное, что существует - это Сознание. Что-то само по себе - это всегда Сознание. Нет никаких других вещей. Конечно, Сознание - это не вещь.

Я использую слово "Осознавание" пытаясь не создавать искусственного разделения между мыслями и Сознанием, между объектами и Сознанием.

Сейчас обратите внимание на свое переживание. Любое ваше переживание состоит из видения, слышания, осязания. Спросите себя, присутствует ли в вашем переживании нечто, отличное от его осознавания?

В.: Нет.

Р.С.: Вы видите, что Осознавание - это не просто задний план переживания, это реальность переживания. Это то, что реально в любом опыте.

Это не означает сказать, что все вокруг нереально. Переживание абсолютно реально. Нет такого понятия, как нереальное переживание. Важно задать вопрос: "Что же по-настоящему реально в переживании?". И это - только Сознание или Осознавание.

В.: И все же, в относительном мире, в котором мы живем, нам нужно взаимодействовать с другими, когда мы идем по улице или когда мы в классе... Мы осознаем все это. В этом смысле я чувствую, что существует двойственность, даже если я знаю, что все это - тоже часть меня...

Р.С.: Хорошо, вы можете вернуться назад к стадии Сознание плюс объекты, если хотите. Это нормально, это очень правильно поступить так, чтобы распознать себя в качестве открытого пустого пространства Осознанности, когда мысли, чувства, ощущения проплывают через вас. Это совершенно приемлемо - вернуться к этой стадии.

Вы также можете поэкспериментировать с пониманием того, что вы - не просто открытое пустое пространство, в котором происходит любое переживание и которым оно осознается, но также из которого сделано любое переживание. Это шаг, при котором разрушается разделение между Свидетелем и объектами наблюдения. Но вы можете переходить от одной стадии к другой, потому что обе совершенно правильны.

Некоторые учения никогда не заходят далее стадии Свидетель плюс объекты. Я бы сказал, большинство не делают этого. Это совершенно нормально, это прекрасные учения, основанные на стадии Осознанность плюс объекты.




















WEB © Nataris-studio 2012