Рупет Спайра. Сгоревшая веревка  
Глава из второго тома "Присутствия"


Вопрос: Я слышал, что говорят, будто иногда есть начальное пробуждение, за которым следует процесс стабилизации. Что здесь имеется в виду?

Ни в каком месте и никогда во Вселенной нет личного, обособленного существа. Таким образом, нет никакого вопроса о пробуждении отдельной личности, и тем более, о стабилизации воображаемого «я» в этой реализации.

Однако, несмотря на то, что Осознавание всегда знает только Себя, есть безвременный момент, когда Осознавание узнает себя сознательно. И есть также последующий, растянутый во времени процесс, посредством которого старые шаблоны мышления и чувствования постепенно подстраиваются под это Само-распознавание.

Существует момент, когда становится очевидным, что мы являемся этим присутствием Осознавания, и что это Присутствие не имеет ограничений, не было рождено, не может умереть, никогда не двигается, не изменяется и не зависит от проявленного, каков бы ни был его характер.

Благодаря этому основанному на опыте пониманию, становится очевидным, что никогда не существовало обособленного внутреннего «я», локализованного в теле и переживающего внешний мир. И когда мы обнаруживаем, что кажущийся субъект внутри тела является псевдо-субъектом, то таким же образом обнаруживаем, что кажущийся объект, другое или мир за пределами тела - это псевдо-объекты.

Другими словами, когда мы обнаруживаем, что нет никакого субъекта, то одновременно обнаруживаем, что нет и никаких объектов.

Это ясное видение того, чем мы являемся - мгновенно (на самом деле, это безвременно), и как только оно стало нашим собственным переживанием, оно уже не может быть отобрано у нас. Тем не менее, это обычно сопровождается кажущимся процессом, длящимся во времени, когда остатки игнорирования нашей истинной Природы и убежденность в том, что мы являемся обособленным ограниченным «я», глубоко обусловливающая тело и ум, медленно разматываются в свете этого понимания. В большинстве случаев этот процесс растягивается на десятилетия.

На уровне ума невежество заключается в убеждении, что наше истинное Я, осознанное Присутствие, находится где-то в теле, например, за глазами. Укоренившись, эта основная идея о нашей идентичности является источником большинства наших последующих мыслей о себе.
Как только эта вера была выкорчевана за счет ясного понимания, фундамент, на котором прежде основывались все последующие психологические мысли, теряет свою прочность.

Время от времени такие мысли могут все еще появляться просто по привычке или по инерции, и первоначально они могут выглядеть идентичными тем, которые присутствовали тогда, когда вера в обособленное существо была все еще активна.

Однако, эти мысли совсем другие. Их сердце было удалено. В этом случае мысли, которые кажутся возвращающимися к вере в отдельное существо — это просто привычки ума. Они пусты. В них нет «я». От него остался только каркас.

Со временем эта привычка думать от имени обособленного существа проявляется реже, потому что она больше не подкрепляется верой, что такое существо реально.

Аналогичный процесс происходит с нашими чувствами на уровне тела, хотя может казаться, что для того, чтобы это понимание проникло в тело, требуется больше времени, ибо невежество пустило там более глубокие корни.

В течение многих лет тело считается домом обособленного «я». С раннего возраста мы начинаем думать и чувствовать, что этот набор телесных ощущений называется «мной» или что это «я» находится где-то внутри тела. Из-за отсутствия ясного видения мы действительно думаем и чувствуем, что существует подтвержденное переживанием свидетельство существования обособленного «я» внутри тела.

Фактически, тело принимает различные позы, мироощущения и поведенческие привычки, которые согласуются с верой и чувством, что «я» находится где-то внутри него. Эти мироощущения закреплены на мышечном и даже на скелетном уровне. Например, ощущения страха и сопротивления может заставлять нас сутулиться, занимая оборонительную позицию, которая с течением времени формирует наши мышцы и кости.

Ясное видение, что нет обособленного «я», проживающего в теле, возникает мгновенно, но это не означает, что напряжения в теле, которые развились в результате этой веры, исчезают так же мгновенно. Так не происходит!

Существует кажущийся процесс во времени, в течение которого эти остатки невежества на уровне тела постепенно растворяются. И точно так же, как тело прежде выражало веру в нашу идентичность, как обособленного существа, так теперь оно начинает перестраивать себя в соответствие с новым пониманием и чувством себя в качестве неограниченного нелокализованного Присутствия. И с течением времени наши деятельность и отношения, естественно и без усилий начинают выражать это новое практическое понимание.

Таким образом, имеет место раскрытие, которое происходит в уме и в теле после того, как произошло это Само-распознавание. Тем не менее, это раскрытие не является раскрытием отдельной личности к свободе или освобождению. Оно исходит из свободы и растворяет в уме и в теле остатки чувства пребывания обособленным «я».

Как происходит эта перестройка? Что мы делаем, если у нас во время приготовления завтрака пригорел тост? Мы просто открываем окно! Со временем остатки дыма и запах гари естественно и без усилий рассеиваются в окружающем прозрачном воздухе.

То же самое и здесь. Мы просто осознанно пребываем, как открытое, пустое, прозрачное Присутствие и приветствуем то, что эти остатки чувств двигаются и действуют от имени обособленного внутреннего «я», без какой-либо попытки их изменить. Мы предлагаем открытости и прозрачности Присутствия плотное обособленное «я» и позволяем ему наполниться субстанцией Присутствия.

По мере того, как ум и тело становятся более прозрачными, они естественно и легко начинают выражать любовь, свободу и разумность, свойственные нашей истинной Природе, безличному, неограниченному Присутствию.

Наслаждение, энтузиазм, творчество, дружба и юмор — это только некоторые из Его выражений.

***

В Индии эту ситуацию приравнивают к веревке, которая сгорела в огне. Несмотря на то, что веревка все еще сохраняет свою форму и внешний вид, достаточно к ней прикоснуться и она рассыплется. Она пуста. В ней нет никакой субстанции. Она полностью выгорела внутри.

В этом случае вера в обособленное «я» - это внутренняя часть веревки, ее субстанция. Понимание - это огонь. Оболочка - это привычка к мышлению и чувствованию, которая остается в течение некоторого времени.

Эти привычки к мышлению и чувствованию и, конечно же, деятельность и поведение, которые вытекают из них, были заложены в течение многих лет или десятилетий. Они представляют собой обусловленность, которая образует хранилище тенденций, определяющих состав нашего характера.

Не вся эта обусловленность зависит от веры в чувство пребывания обособленным существом. Тем не менее, многие из тех аспектов, которые зависят от нее, могли быть заложены в очень раннем возрасте и поэтому они глубоко встроены в структуру тела и ума.

Требуется время, чтобы эти глубоко укоренившиеся привычки мышления, чувствования, реагирования, взаимоотношений и поведения просочились наверх, в свет Осознавания.

После того, как произошло это Само-распознание, у нас больше нет личной заинтересованности в сохранении этих аспектов нашего характера скрытыми. Мы больше не сопротивляемся им и поэтому они в течение некоторого времени имеют тенденцию проявляться больше, чем это было ранее. Тем не менее, было бы неверным думать, что такое поведение является проявлением невежества. Это просто выход на поверхность и избавление от остатков невежества, находящихся на уровне тела и ума.

С другой стороны, было неправильно мириться с любыми проявлениями старого отвратительного поведения с мантрой: «Все это происходит с «никем»». Это псевдо-недвойственность.

Каждый должен видеть, происходят ли эти привычки, чувства, действия и отношения от имени обособленного внутреннего «я», придерживающегося веры в отдельное существо, или они просто представляют собой старые остатки, которые пробивают себе выход из системы. Ни одна из этих возможностей не является проблемой.

Единственной проблемой было бы применить мантру «все это происходит с «никем»», тем самым используя недвойственное учение в качестве защитного механизма для того, чтобы навсегда сохранить чувство разделения.



















WEB © Nataris-studio 2012