Я есмь Я или Осознавание, осознающее Само Себя  
В книгах мы используем слова, для того, чтобы указать на Истину и в данном случае просто нет другого способа. Порою, применяя одни и те же выражения, люди обозначают разные Её аспекты. Из-за этого часто возникает путаница и непонимание.

Несколько лет назад я с большим удовольствием читал книги Рамеша Балсекара. Одно из моих первых духовных переживаний произошло совершенно спонтанно именно во время чтения его книги «Сознание говорит». Рамеш – замечательный человек, который сделал очень много для популяризации учения Нисаргадатты Махараджа.

Прошло время, ко мне попала книга Рамеша Балсекара "Переживание бессемртия" но на этот раз я, пробираясь через дебри интеллектуального леса, с трудом дочитал ее до конца. Нельзя сказать, что там что-то не так, в смысле понимания Рамешом самой сути. Скорее всего, дело в правильном использовании указателей на Истину. В противном случае не избежать противоречий и непонимания.

Это важный вопрос, поэтому приведу несколько цитат из «Переживания бессмертия» для разъяснения:

«Ноумен – чистая субъективность – не осознает своего существования. Такое осознавание (существования) появляется только с пробуждением сознания (я есть), чувства присутствия, которое одновременно вызывает состояние двойственности, когда обращается вовне и проявляется как субъект и объект».

«Шива, ноумен, не может выступать как ноумен, поскольку в этом состоянии он не осознает себя. Если бы он осознавал себя, то это означало бы двойственность, в которой он был бы видящим и было бы что-то, что можно видеть.

Иными словами, Шива в своем первоначальном состоянии единственности не может осознавать ничего, в том числе, себя самого, поскольку если бы он осознавал, что он собой представляет, то сразу начинало бы действовать субъект-объектное отношение, а такое отношение может иметь место только когда возникает двойственность (сознание-Пракрити-Шакти)».

«Ноумен – чистая субъективность – не осознает своего существования; такое осознание появляется только с возникновением сознания – чувства присутствия – наряду с которым параллельно и одновременно возникает состояние двойственности: таким образом целостность и безмятежность чистой субъективности разделяется на противоположные аспекты положительного и отрицательного, мужского и женского, «меня» и «другого» и т.д. через посредство двойственности субъекта и его объекта».

«В этом первоначальном состоянии имеет место абсолютное отсутствие объективности, так что не может быть и речи о ком-то или чем-то, испытывающем чувство присутствия. В этом состоянии единственности возникает чувство присутствия (я есть или сознание), и одновременно порождает все проявление и понятия пространства и времени, в которых феномены могут быть протяженными.

Чистое знание не может знать само себя, поскольку знающий и знаемое суть одно. Знание, пытающееся знать само себя, было бы чистой субъективностью, пытающейся находить себя как объект, подобно глазу, пытающемуся видеть себя. Чистая субъективность – чистое знание – не имеет ни малейшего оттенка объективности и потому не может знать само себя. Если оно объективирует себя, то может быть только в двойственности, и тогда оно не оставалось бы чистой субъективностью».


Основная идея, которую хочет выразить Рамеш заключается в том, что То, что знает, видит, осознает не может осознавать себя как Источник осознавания. Это не вызывает никаких сомнений. Дальше делается логическое заключение, что этот Источник осознавания (Абсолют) может осознавать Себя ТОЛЬКО посредством разделения на видящего и видимое, что приводит к двойственности. Абсолют в своем первоначальном состоянии Единства не может осознавать Себя.

Когда я прочитал эти слова, все мое существо им воспротивилось. Это противоречит тому, о чем говорил Рамана Махарши и другие Учителя, исходя из их опыта ПЕРЕЖИВАНИЯ Единства. Это также противоречит моему собственному опыту.

Такое противоречие возникает из-за того, что понимается под первоначальным состоянием Единства. Это очень важно.

Рамеш часто использует термин "ноумен" для обозначения Абсолюта. В Википедии дается такое определение ноумена:

Вещь в себе (нем. Ding an sich; англ. thing-in-itself; фр. chose en soi; итал. cosa in sè), но́умен (греч. νούμενον «постигаемое» от νοέω «постигаю») — философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия.

Итак, ноумен – это То, что можно постичь только разумом, но не чувствами. Это очень хороший термин для указания на Источник Осознавания. Прекрасно! Но можем ли мы сказать что-то об Источнике Осознавания, кроме того, что Он непознаваем и является Источником всего?

В этой связке «Источник Осознавания» Осознавание имеет очень важную роль, потому что без Осознавания нет никакого Источника и говорить просто не о чем! Здесь будет уместной цитата из книги Берта Хардинга «Есть только Любовь»:

«2. Другим фундаментальным моментом является то, что Бытие (Источник) невозможно без Осознавания.

Этот вопрос более сложный для понимания. Пояснить его можно на примере дзенского коана.

Коан - это такая загадка, используемая в дзен-буддизме для того, чтобы при попытке ответа на нее выйти за пределы ума.

Загадка следующая: "Если в лесу упало дерево, и не было никого, кто бы слышал звук падения, падало ли дерево на самом деле?"

Тщательное обдумывание, концентрация на этом вопросе, приводит к однозначному ответу: "Если нет никого, кто бы слышал, то и не было падения".

То есть, без свидетеля какого-либо события, это событие не происходит. Нужен осознающий, чтобы что-то было.

Мы приходим к, казалось бы, парадоксальному заключению: Бытие невозможно без Осознавания. Ничего не может быть без осознавания того, что оно есть.

С другой стороны, Осознавание невозможно без Бытия. Это естественно.

Итак, Бытие и Осознавание могут быть только в паре, поэтому, когда говорят Бытие, подразумевают Осознавание и когда говорят Осознавание, подразумевают Бытие».


Само понятие Источник (Абсолют, Бытие) неразрывно связано с Осознаванием. Еще раз повторюсь, что это очень важный момент.

Когда Рамеш с помощью термина ноумен (Абсолют, Субъект) указывает на Источник и говорит о Единстве, которое не осознает Себя, то появляется противоречие, потому что до появления Осознавания вообще ничего сказать нельзя.

Состояние без Осознавания для Бытия (Абсолюта, Субъекта, Источника, ноумена) аналогично состоянию человека без сознания, когда ничего не воспринимается и абсолютно ничего нет. Для человека такое состояние возможно, более того, мы испытываем его каждую ночь в глубоком сне. Но возможно ли такое состояние для Бытия, Бога, Абсолюта?

Наличие такого состояния для того, что мы называем Богом, Абсолютом, Атманом, Истинным Я означало бы, что Он имеет начало, а стало быть и конец. Тем самым появляется возможность нарушения принципа Его непрерывности, вечности и неизменности.

На самом деле этого не происходит, потому что Осознавание в своем первоначальном бесформенном виде без качеств и характеристик - вечно и непрерывно. К нему неприменимы такие понятия как пространство и время, потому что в нем нет никаких объектов, нет проявленных форм. Поэтому говорят о вечном и неизменном состоянии Турия, являющегося основой трех других состояний - бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна. В глубоком сне нет никакого восприятия форм, но есть бесформенное Осознавание, осознающее Само Себя. Субъективно это Осознавание переживается как Я ЕСМЬ.

Очевидно, что рассуждая об Абсолюте в его изначальном состоянии, Рамеш указывает на Источник до того, как Он осознает Себя, когда Осознавания просто нет. Но можно ли говорить об этом абсолютном Ничто? В этом нет никакого смысла.

Поэтому, вся сложность и непонимание заключаются в том, что считать первоначальным состоянием.

Совершенно очевидно, что за первоначальное состояние следует принять То, что не имеет начала и конца, То, что вечно и неизменно, То, что находится за пределами пространства и времени и ничем, абсолютно ничем незатронуто.

Конечно же, это Бытие-Осознавание-Блаженство, которое вечно и непрерывно осознает Само Себя в Единстве и, что крайне приятно, происходит это в блаженстве.

Это подтверждают следующие слова Раманы Махарши, записанные Муруганаром в книге "The Light of Supreme Truth or THE COLLECTION OF GURU’S SAYINGS" (Свет Высшей Истины или собрание высказываний Гуру), известной под тамильским названием "Гуру Вачака Коваи":

77. If you ask, “What is the benefit of sacrificing the innumerable sensual pleasures and retaining mere Consciousness?”, (we reply that) the fruit of Jnana is the eternal and unbroken experience of the Bliss of Self.

Sadhu Om: Any experience of worldly pleasure is small and interrupted, whereas the Bliss of Self attained through Jnana is eternal and unbroken, and is therefore the greatest benefit.


77. Если спросить: «Какая польза в том, чтобы жертвовать бесчисленными чувственными удовольствиями и сохранять только Сознание (Осознавание) ?» (мы отвечаем, что) плод Джняны – это вечное и непрерывное переживание Блаженства Истинного Я.

Садху Ом: любое переживание мирского удовольствия бывает небольшим и прерывающимся, тогда как Блаженство Истинного Я, достигаемое посредством Джняны, вечно и непрерывно и, следовательно, является величайшим благом.


*****

"Brahman has five aspects, Sat-Chit-Ananda-Nama-Rupa [i.e., Being, Awareness, Bliss, name and form>. The first three aspects are real, being eternally Self-shining, whereas name and form are unreal aspects, since they merely seem to exist, depending upon the illumination of Sat-Chit-Ananda.
If, however, one sees the cause, Sat-Chit-Ananda, which is real, one may say, ignoring the apparent names and forms, that this universe is also real".


"Брахман обладает пятью аспектами: Сат-Чит-Ананда-Нама-Рупа (т.е. Бытие, Осознавание, Блаженство, имя и форма). Первые три аспекта реальны и вечны в своем Само-свечении, в то время как имя и форма - нереальны, в виду кажимости своего существования, зависящего от света, исходящего от Сат-Чит-Ананды (Бытия-Осознавания-Блаженства).
Тем не менее, не принимая во внимание кажимость имен и форм, опираясь на реальность Сат-Чит-Ананды, можно сказать, что эта вселенная также реальна".


Рамана Махарши так говорит об этом в другой книге (Дэвид Годман "Сила Присутствия. Том 1):


В. Реальны ли имена и формы?

М. Вы не увидите их отдельными от адхистаны (субстрат, фундаментальная реальность, в которой появляются и исчезают все материальные и психические проявления). Когда пытаешься постичь имя и форму, обнаруживаешь только реальность. Посему обретите знание того, что реально во всех трех состояниях (бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений).


***

В: Что означает "Атман есть сваям-пракаша" (Я сияет своим собственным светом)?

М: Как солнце никогда не видело тьмы, так и Я никогда не видело невежества. Я не может быть знаемо, но оно может быть испытано апарокшей-анубхавой (познание Я непосредственным восприятием). Это называется "свапракашатва" (Само-освещение).


Зачем говорить о каком-то непостижимом Источнике Осознавания, если Бытие-Осознавание-Блаженство вечно, безначально и бесконечно? Это состояние ПЕРЕЖИВАЕТСЯ, о чем свидетельствуют люди, с которыми случилось пробуждение. Это состояние не зависит от того, существует проявленный мир или нет. Оно всегда здесь и всегда доступно, - в бодрствовании, сне со сновидениями или глубоком сне. Это состояние осознавания своего собственного бесформенного Бытия в чистом виде, но не бытия чем-то. Это состояние, когда твое собственное Бытие расширяется до бесконечности так, что весь мир оказывается внутри Тебя, и ты можешь сказать: «Я есть все!» Ничего другого нет и в этом смысл Единства. У Тебя нет формы, ты находишься за пределами пространства и времени.

Еще раз обратимся к книге Берта Хардинга «Есть только Любовь»:

«5. Осознавание выражается как чистое чувство Я ЕСТЬ. В данном случае очень важно слово "чистое", что значит без качеств и характеристик, без отождествления с формой: "Я есть - что-то".

В своем изначальном, непроявленном виде, когда нет отождествления с формой, Бытие осознает Само Себя в блаженстве. В этом состоянии присутствует чувство Я ЕСТЬ без какого-либо отождествления с формой. Его невозможно описать, выразить, передать. Любое слово будет ограничением. Указателями могут быть абсолютный покой, бескончность, которая не бесконечна, пустота, которая не пустая, безвременность, абсолютная незатронутость, радость бытия и любовь. Это то состояние, которое называется "Сат-Чит-Ананда", что в переводе с санскрита означает "Бытие - Осознавание- Блаженство". Это именно то состояние, к которому ведет йога в восточных учениях, это дао, о котором говорят китайцы, это - нирвана из буддизма и это - Царствие Небесное, в которое зовет нас Иисус.

Бытие, Осознавание, чистое чувство Я ЕСТЬ - невозможны один без другого. Они проявляются только вместе. И это - основа всего. Ничего, абсолютно ничего невозможно без этой основы. Поэтому она - Источник Жизни.

Когда Иисус говорил "Я ЕСТЬ - путь и истина и жизнь" имелось в виду именно это.

У Я ЕСТЬ нет начала и не будет конца, отсюда: "Прежде нежели Авраам Я ЕСТЬ"

6. Все формы в проявленном мире подвержены изменению. Бытие-Осознавание в отличие от мира форм, вечно и неизменно. Оно не имеет начала и никогда не закончится.

7. Бытие-Осознавание проявляется в любой форме через чувство: "Я ЕСТЬ". Любая форма - это человек, птица, собака, кот, дельфин, бабочка, червяк, дерево... что угодно. При проявлении в форме Осознавание отождествляет Себя с ней. В этом случае мы говорим: "Я - Олег, я - Денис..." Червяк или дерево так не говорят, потому что в этих формах недостаточно развито сознание.

Когда Осознавание проявляется в форме как Я ЕСТЬ - ЧТО-ТО (или кто-то), появляется сознание. Сознание относится к словам "что-то". Осознавание сознает Себя как нечто. Это нечто относится к проявленной форме. Как только появляется сознание: "Я - эта форма", тут же появляется разделение и двойственность: "Есть я как форма, и есть все остальное, отличное от меня"

8. Осознавание посредством отождествления с формой познает проявленный (из Него-же) мир, то есть Само Себя. При этом по мере усложнения формы, через которую проявляется Осознавание, происходит эволюция сознания. В данном случае можно говорить о его расширении.

В настоящее время из всех форм на Земле, которые нам известны, наибольшим уровнем сознания обладает человек - венец творения. На самом деле есть множество других форм с более развитым сознанием. Сознание в человеческой форме также продолжает эволюционировать.

Эволюция сознания идет в направлении познания Себя как изначального Источника, Бытия-Осознавания-Блаженства. Само Осознавание посредством сознания познает Себя, и происходит это в бесчисленном количестве форм, в том числе и через каждого из нас.

9. Человек отличается от других форм жизни на Земле наличием способности абстрактного мышления, другими словами воображения или ума.

Осознавание себя в качестве формы - это первая характеристика сознания.

Вторым качеством сознания является воображение или ум, посредством которых в высокоразвитых формах Осознавание сознает Себя. Воображение - это невероятно мощный инструмент. Следует сказать, что вся проявленная Вселенная - это продукт воображения, продукт Космического Разума. Нет никаких пределов для воображения. Когда мы говорим о воображении, то подразумеваем сознание.

Еще одной характеристикой сознания является движение. Сознание не может существовать без движения. Сознание создается движением в абсолютно неподвижном Бытии-Осознавании, одновременно с этим появляется пространство и время. Пространство и время невозможны без движения, которое их создает. Пребывание в чистом Бытии-Осознавании, когда ум полностью останавливается, сопровождается выходом за пределы пространства и времени, что переживается на опыте в нирвикальпа самадхи.

10. Когда сознание развилось до способности абстрактно мыслить, воображать, то становится возможным познание самого Себя. Бытие-Осознавание может быть познано через такую форму.

Постоянное и непрерывное осознавание Себя как Бытия-Осознавания в человеческой форме называется пробуждением или просветлением. Именно в этом заключается главный смысл фразы:

"Ты - человеческое Бытие; Бытие, играющее роль человека".


Первоначальное состояние Бытия-Осознавания-Блаженства называют Абсолютной Реальностью, Брахманом, Атманом, Истинным Я, Я ЕСМЬ, Единством, Тотальностью. Неважно, как его назвать, все это – только указатели на Истину того, кто мы есть.

Подобно тому, как невозможно кому-либо объяснить словами вкус диковинного фрукта, также нет никакой возможности рассказать о переживании своей истинной Природы – Атмана. Слова только указатели и чем больше мы будем об этом говорить, тем больше запутаемся в дебрях интеллектуальных рассуждений.

Нельзя заменить непосредственный опыт переживания Бытия-Осознавания-Блаженства рассуждениями о том, что «меня» нет.

Рамана Махарши постоянно говорил об этом. Он уделял большое внимание передаче учения посредством силы присутствия реализованного Мастера. Это безмолвная передача, при которой у ученика случается переживание Атмана. Слова в этом случае бесполезны. Именно за этим к Рамане Махарши приходили искренне ищущие Истину. Есть множество свидетельств того, как с ними случалось переживание Атмана (Я ЕСМЬ) в присутствии Раманы Махарши.

Интеллектуальные рассуждения никогда не заменят прямое ПЕРЕЖИВАНИЕ Истины того, что мы есть на самом деле. Еще раз сделаем упор на слове ПЕРЕЖИВАНИЕ. Это не интеллектуальное постижение, которое тоже играет свою роль в качестве указателя на Истину, и в этом смысле его нельзя отбрасывать.

Истина невероятно проста и заключается в двух словах: «Я ЕСМЬ». Русское выражение Я ЕСМЬ равнозначно чистому Я ЕСТЬ без качеств и характеристик, без отождествления с формой «я есть что-то…». Нисаргадатта Махарадж так говорил об этом:

«Кто — я?» — вот абсолютный вопрос, «Я есть» — вот абсолютный ответ. Единственное, в чём вы можете быть уверены, — это в том, что вы есть. «Я есть» — несомненно».

Эго-ум не признает этой простоты и пытается все усложнить, тем самым продлевая свое существование. Пребывание в чистом Я ЕСТЬ - Я ЕСМЬ не дает пищи для ума и он погибает от голода. Поэтому он всеми силами, со всей своей хитростью и изворотливостью пытается избежать этого состояния.

Отсюда появляется идея непостижимости Истины, ввиду невозможности постичь Источник Осознавания, ноумен, интеллектуальный поиск которого может растянуться до бесконечности. Здесь столько работы для эго-ума!

То «я есть», которое использует Рамеш Балсекар и его последователи в своих рассуждениях, это не «Я ЕСМЬ», тождественное Атману, Истинному Я, Абсолютной Реальности, Бытию-Осознаванию-Блаженству.

В предисловии Олега Могилевера, к книге «Будь тем, кто ты есть. Наставления Раманы Махарши» приводятся слова Бхагавана:

«Познайте сначала, кто вы. Это не требует чтения священных Писаний или изучения наук. Это просто Переживание. Состояние Бытия постоянно присутствует здесь и теперь».

«Окончательная Истина так проста. Она – не что иное, как пребывание в своем первоначальном, чистом состоянии. Это всё, что требуется делать».

«Ваш долг – БЫТЬ, а не быть этим или тем. „Я ЕСМЬ СУЩИЙ” заключает всю Истину, а метод практики суммируется двумя словами: „БЫТЬ СПОКОЙНЫМ”. И что означает Тишина? Она означает „Уничтожьте "себя”, ибо любое имя и форма являются причиной волнения. „Я есмь Я” – Атман, ваша истинная природа. „Я есть это или то” – эго, ваша иллюзорная природа. Когда Я сохраняется только как Я, это и есть Атман. Когда оно внезапно отклоняется от себя и говорит „Я – это и то” – это уже эго.

Какие бы средства ни применялись, вы должны в конце концов вернуться к Себе, к Атману. Так почему не пребывать в Атмане здесь и теперь?»


Атман является Само-осознающимся или, другими словами, Само-светящимся. В этой же книге Дэвид Годман так передает сказанное Раманой Махарши об этом:

«Постоянное и непрерывное Само-осознавание Атмана называется Само-реализацией»

Цитата из книги "Беседы с Раманой Махарши" (Глава "ТЫ"):

7. Каково это четвёртое состояние? Оно есть знание, но ни на что не направленное. Это знание в то же время осознаёт самоё себя. Иначе говоря, оно не различает что-либо как объекты, но при этом не является неведением. Такое знание – турия.

В своем первоначальном состоянии Атман осознает Сам Себя. Другими словами это можно выразить так: «Осознавание осознает Осознавание» и происходит это в Единстве, потому что Осознавание – Одно на всех. Здесь нет никакой двойственности и разделения, потому что единственное Истинное Я осознает Само Себя. Это именно то состояние, о котором Рамана Махарши говорил таким образом: «Я – Я» или «Я есмь Я». Это – переживание и это совсем не так, что меня нет…

Роберт Адамс часто на своих сатсангах просил зачитывать «Исповедь Джняни», передающую суть Учения:

"Для Джняни, реализовавшего идентичность его внутреннего существа бесконечному Брахману, нет ни перерождения, ни перемещения, ни освобождения. Он вне всего этого. Он твердо установлен в его собственной истинной природе - Абсолютном Существовании-Знании-Блаженстве.

Дальнейшее существование тела и мира представляются Джняни иллюзией, которую он не может устранить, но которая больше не вводит его в заблуждение. После смерти этого тела, также как в жизни, он остается там и тем, где и чем он вечно пребывает, - первым принципом всех существ и вещей: бесформенным, безымянным, незагрязненным, безвременным, безразмерным и совершенно свободным. Смерть не может затронуть его, страсти не мучают его, грехи не пачкают его; он свободен от всех желаний и страданий. Он видит бесконечное истинное Я во всем, и всё в бесконечном истинном Я, являющимся его бытием.

Джняни исповедует свой опыт таким образом:

Я бесконечный, нетленный, Само - светящийся, Само - существующий. У Меня нет начала и конца. Я нерожденный, бессмертный, неизменный и неразрушимый. Я пронизываю и глубоко проникаю во все вещи.

В бесчисленных вселенных мысли и творения Я ОДИН ЕСТЬ».


P.S.


Отрывок из сатсанга с Робертом Адамсом от 24.05.1992 "Счастье и покой":

СГ: Роберт, есть некоторая путаница, когда мы обращаемся к «Я - Я»... Я не совсем уверен, что понимаю, что вы имеете в виду... Что это за двойное «Я», «Я - Я»?

Роберт: «Я - Я» означает «Я есть». Это то же самое. Просто еще один способ обозначить это. «Я есть» и точка. Не то и не это, просто «Я есть». «Я — Я» - это то же самое. «Я - Я». И ни что иное. «Я — Я». «Я - Я - Я». Да, ай - ай - ай! (Смех). (прим. перев. здесь игра слов по-английски «я» звучит, как «ай», так что «Я — Я — Я», звучит, как «ай - ай - ай»).

Padamalai, p.193

Бхагаван; Ваша обязанность - быть, а не быть тем или этим. «Я есть То - Я есть» обобщает всю истину; метод подытоживается, как «Будь спокоен».

И что это спокойствие означает? Оно означает «Уничтожь себя»; потому что каждое имя и форма является причиной неприятностей. «Я-Я» - это Истинное Я. «Я есть это» представляет собой эго. Когда «Я» остается только как «Я», то это Истинное Я. Когда оно отклоняется и говорит «я есть то или это, я такое-то и такое», то это эго.

Вопрос: Кто же тогда Бог?

Бхагаван: Истинное Я — это Бог, «Я есть» - это Бог. Если Бог отделен от Истинного Я, Он должен быть Богом без Я, что абсурдно. Все, что требуется, чтобы реализовать Истинное Я — это оставаться в покое. Что может быть проще, чем это? Следовательно, достижение Атма-видьи (Cамо-познания) является наилегчайшим.



Стих 759 из "Гуру Вачака Коваи"

Поскольку собственная реальность (истинное Я) сияет в Себе как «Я Есть», Она может знать саму Себя. Лучшая помощь в исследовании природы истинного Я как Оно есть в Сердце — неотвергаемый реальный свет истинного Я.

Майкл Джеймс: Некоторые говорят, что человеку так же невозможно знать самого Себя, как невозможно глазу видеть себя. Но в данном стихе Шри Бхагаван доказывает, что эта идея неверна. Поскольку глаз — лишь бесчувственный инструмент, посредством которого чувствующий ум познает другие вещи, неуместно сравнивать вечно самосияющее истинное Я с глазом. Так как истинное Я, реальность (Сат), сияет как само Сознание (Чит), Оно не нуждается ни в каком другом сознании, чтобы знать Себя как «Я Есть». Поэтому реальный свет истинного Я (Сознание истинного Я) — единственное средство, чтобы исследовать и знать истинное Я.

Отрывок из комментария Садху Ома к стиху 1227:

В окончательном выводе этой книги, "Гуру Вачака Коваи", известной как "Свет Высшей Истины" (парамартха дипам), Шри Бхагаван раскрывает, что Истинное Я - всегда сияющее без начала и конца, и без каких-либо изменений, как единое, недвойственное Бытие-Сознание-Блаженство (сат-чит-ананда) в форме "Я Есть" - единственная высшая истина (парамартха), а все остальное - просто игра майи, и поэтому нереально.


Стих 149 из "Sadhanai Saram" ("Свет, пролитый на учение Бхагавана Шри Рамана Махарши" Суть практики) Садху Ома:

149. Существование-Сознание «Я есть», которое продолжает жить даже после того, как ум умер, одно есть Высшая Реальность (Брахман), которая продолжает существовать даже после того, как вся вселенная была разрушена (пралайя). Поскольку такая вещь, как смерть или уничтожение не существует для этого Само-осознания "Я есть" даже на мгновение, знай, что одно это "Я есть" является бесконечным и неразрушимым высшим Истинным Я.

Padamalai, p.275

Бхагаван: Ты есть Истинное Я. Ты всегда существуешь. Ничего больше не может быть заявлено об Истинном Я, кроме того, что Оно существует. Видение Бога или Истинного Я — это только бытие Богом или Истинным Я. Видение — это бытие.

******

Отрывок из книги Дэвида Хокинса "Открытие Божественного присутствия"

Это первичное состояние фундаментально и постоянно. Оно связано с полем сознания, которое охватывает все явления и все состояния. Это безмерное, тонкое поле принадлежит Высшему Я. Поле, или, иначе говоря, состояние сознания включает в себя все, но не идентифицирует себя со своим содержанием. Осознанность сознает саму себя. Как таковое, это поле фундаментально и вечно.

Это "четвертое состояние" сознания, которому Рамана Махарши дал санскритское обозначение "турия". В этом состоянии все представляется равным в силу того факта, что смысл и существование - одно и то же, то есть смысл вещи равнозначен тому, чем вещь является, и бытие вещи самой собой и есть исполнение ее смысла и предназначения. Их существование - их смысл (осознание этого факта приходит на уровне сознания 750).



P.P.S.

Цитата из замечательной книги Рамеша Балсекара "Покой и гармония в повседневной жизни" (издательство "Ганга", стр 381):

Когда неведение уничтожено и пришло Знание Себя, то, что видит физическое, тонкое и причинное тела как свидетель, и есть сверхпричинное тело; это - состояние турийи. Когда посредством самопознания рабочие тела и причинное тело уничтожаются, само сверхпричинное тело не может выжить: когда нет следствия, нет и причины...

Такое неизменное состояние, когда осознается собственное существование, и есть Парабрахман, Освобождение, Реальность.

*****

Ты есть та Реальность, где поглощается все, что иллюзорно, где не может быть двойственности "Ты"; и поэтому понятия ТО и Ты совершенно излишни.

*****

Отбрось твое отождествление с телом, если ты будешь оставаться безмятежно погруженным в ощущение Тотальности - в "Я Есть" - без привязанности, ты будешь знать все, что должно знать. Когда ты, таким образом, остаешься погруженным в Сознание, личное, отождествленное сознание, утратившее силу майи, само доставит тебя к своему Источнику, который есть то, что ты ЕСТЬ - Реальность. В этом состоянии нет никакой двойственности, все взаимосвязанные противоположности естественно совмещаются в ничто. Все, что есть, - чистое знание, чистое Бытие, чистая Субъективность. Нельзя утверждать это, нельзя сказать, что этого нет. На самом деле это не то, что можно испытать, - это лишь то, что является тем ничто, которое нужно постичь, БЫТЬ им и оставаться в нем...

Держись "Я Есть", исключая все другое. Ум, ставший безмолвным, засияет новым светом и будет вибрировать в Тотальности. Когда ты удерживаешь сознание на "Я Есть" и непрерывно наблюдаешь за собой - когда есть постоянное свидетельствование всех движений в Сознании, - сознание и подсознание какое-то время будут играть в прятки (будут происходить качания туда-сюда) до тех пор, пока в конечном итоге и то, и другое станут одним, и это одно станет Тотальностью. Тогда индивидуум исчезнет в свидетеле, свидетель в осознавании, в чистом Бытии - кто тогда измерит этот экстаз?!

:)





Более подробно этот вопрос рассматривается здесь:


Майкл Джеймс: "Природа ума"

Или здесь:






















WEB © Nataris-studio 2012