Сайт переехал по адресу: IAMNESS.RU
Я не деятель. Что это значит?  
Часто из уст Мастеров можно услышать слова: «Я не деятель». Нам говорят, что нужно достигнуть такого состояния и, обретя его, мы станем свободными.

Очевидно, что во многих случаях у людей очень смутное представление по поводу того, что кто-то не является деятелем. Обычно говорят, что если я не деятель, то это значит, что "меня" нет, что я – чистое Осознавание, Бытие, играющее роль человека, и т. д. и т. п. Все это правильно, но зачастую, взято из книг и далеко от настоящего понимания.

Есть очень простой способ определения отсутствия деятеля. Сводится он к тому, что любое действие, выполняемое с корыстью, автоматически означает наличие деятеля, заинтересованного в результате.

В этом случае нам не все равно, какой будет результат. Что-то должно получиться именно так, как мы этого хотим. Наше желание должно исполниться. Очень часто такой корыстный интерес может быть тщательно завуалирован заботой о близких, животных, природе, обществе, участием в духовном пробуждении человечества. Если копнуть глубже, то в большинстве случаев можно обнаружить этот скрытый корыстный интерес в том, чтобы что-то произошло или не произошло в результате наших действий. Как только такая корысть обнаружена, то это означает наличие деятеля или эго.

Выражение «я не деятель» абсолютно равнозначно отсутствию эго. Если нет деятеля, то нет отождествления с образом себя, называемым телом-умом. Присутствие эго всегда можно распознать по наличию корыстного интереса в наших действиях.

Представим себе, что в наших действиях нет корысти и нам все равно, какой будет их результат. Это значит, что бы ни случилось, мы примем это. Это значит полное принятие. В данном случае речь идет как будто о будущем, которое наступит после выполнения действий. Но, ведь на самом деле, это будущее уже есть сейчас по отношению к действиям, выполненным ранее! Эврика! Принятие того, что есть таким, какое оно есть, означает незаинтересованность в результате наших действий и, соответственно, равнозначно выражению: «Я не деятель»!

На самом деле, нет будущего, нет прошлого, есть только вечный момент «сейчас», в котором нет никакого деятеля. Но, это в случае, если в наших действиях нет корысти, нет заинтересованности в их результате. Совершенно невозможно быть здесь и сейчас и при этом ожидать, что в будущем что-то должно произойти так, как мы этого хотим. Пребывание в этом моменте – безэгостно.

Еще раз, отсутствие деятеля означает отсутствие корысти в наших действиях, что проявляется как личная незаинтересованность в их результате. Это равнозначно принятию всего, что есть, таким, каким оно есть. Это тождественно пребыванию в моменте здесь и сейчас.

Интересно отметить, если говорят, что нет того, кто выбирает, то это также основано на том, что нам все равно, каков будет результат выбора. Если нам по-настоящему все равно, что произойдет, то мы приходим к состоянию, когда выбора вообще нет. Здесь нет предпочтения одного другому, все приветствуется в равной степени и мы принимаем все, что есть, таким, каким оно есть. Опять таки, речь идет о наличии корысти, присутствии эго и способе это обнаружить.

Здесь не сказано ничего нового. Это можно назвать сдачей Богу: «Да будет воля Твоя!» Ведь, что такое воля Бога? Это ни что иное, как этот момент, то, что происходит здесь и сейчас. Можем ли мы с этим что-то сделать? Если это уже произошло? Нет, конечно. Сопротивление тому, что есть, которое всегда сопровождается негативными эмоциями, указывает на наличие эго и говорит о том, что нам следует над этим поработать. Неприятие того, что есть, таким, каким оно есть, означает присутствие корысти в наших действиях, и совершенно противоположно выражению: «Я не деятель».

Здесь может возникнуть вопрос, как же можно выполнять какие-либо действия без заинтересованности в их результате? Может показаться, что при отсутствии мотивации, действия будут выполняться неэффективно, можно сказать, из под палки. На самом деле, это еще один способ проверки отсутствия эго или деятеля. Дело в том, что, в случае настоящей безэгостности, любое действие выполняется максимально хорошо и при этом присутствует любовь. Человек, у которого нет эго, просто не может что-то делать плохо и безответственно! Его действия определяются сложившейся жизненной ситуацией, можно сказать тем, что называют Богом, но он об этом не задумывается. Он просто делает то, что должно быть сделано, максимально хорошо. Ему никогда не нужно себя заставлять сделать что-то. Любое внутреннее сопротивление – признак наличия эго. Это значит, что если нужно сходить в магазин, ты просто идешь туда. Тебе не нужно себя заставлять. Если необходимо сделать уборку в квартире, ты делаешь это без какого-либо сопротивления. Здесь можно вспомнить Раману Махарши, который вставал в три часа утра и шел на кухню, чтобы готовить еду для ашрама и который был очень требователен к качеству выполняемой работы.

Напоследок хотелось бы сказать о мощнейшем факторе, приводящем к отсутствию деятеля. Это необусловленная любовь, которая просто есть. Наличие этой любви совершенно несовместимо с корыстью, с желанием какого-то результата. Настоящая любовь бескорыстна. Если действие выполняется с любовью, это указывает на отсутствие эго или деятеля.

Поэтому воспитание такой любви, обнаружение ее в себе, стремление всё, абсолютно всё делать с любовью – невероятно сильная практика достижения состояния, когда нет деятеля, нет эго, и ты абсолютно свободен.



P.S. Стих 476 из "Гуру Вачака Коваи"

Независимо от того, делаешь ли ты что-нибудь, если полностью уничтожена иллюзия обособленности - эго, то есть чувство "я делаю", - это достижение недеяния.

Садху Ом: Люди обычно думают, что достижение недеяния - это состояние, в котором следует оставаться неподвижным, отказавшись от всех действий. Но это неверно. Шри Бхагаван Рамана заявляет, что только утрата чувства деятеля является правильным недеянием, и что одно это представляет собой нишкамья карму - действие, осуществляемое без всякого желания результата.


Падамалаи, под ред. Дэвида Годмана, стр. 126:

Бхагаван: Прарабдха (действия, которые тело должно осуществить в этой жизни) делится на три категории: ичха, аничха и паречха (желаемые лично, без желаний и, возникающие из-за желаний других людей). Для того, кто реализовал истинное Я, не существует ичха-прарабдхи. Остаются две другие - аничха и паречха. Что бы он ни делал - он делает только для других. Если есть что-либо, что нужно сделать для других, он делает это, но результаты не затрагивают его. Какие бы действия не производили такие люди, пунья (заслуга, награда) и папа (грех) не цепляются к ним.

Padamalai, p. 330

Вопрос: Нам говорят практиковать беззаботность (удасину), что возможно только в том случае, если мир нереален.

Бхагаван: Да. Оудашиньям абхипшитам. Рекомендуется беззаботность. Но что это? Это отсутствие любви и ненависти. Когда ты реализуешь себя, как Истинное Я, в котором эти явления происходят, будешь ли ты любить или ненавидеть их? Вот в чем смысл беззаботности.

Вопрос: Это приведет к потере интереса к нашей работе. Должны ли мы выполнять свой долг или нет?

Бхагаван: Да - конечно. Даже если ты стараешься не выполнять свой долг, то будешь вынужденно обязан это делать. Пусть тело завершит задачу, для которой оно появилось.

Шри Кришна также говорит в Гите, нравилось Арджуне это или нет, он будет вынужден воевать. Когда есть работа, которую ты должен сделать, ты не можешь держаться поодаль; также ты не можешь продолжать делать вещи, когда не требуется, чтобы ты их делал, то есть, если работа предназначена тебе, она должна быть сделана. Короче говоря, эта работа будет продолжаться, и ты должен взять на себя свою роль в ней - роль, которая тебе отведена.

Вопрос: Как это сделать?

Бхагаван: Как актер, играющий свою роль в драме - свободный от любви или ненависти.


*****

111 В тот самый момент, когда чувство пребывания деятелем прекращается, человек будет спасен, став тем, кто сделал все, что должно быть сделано. После этого больше нет усилия.

Вопрос: Это установленное правило, что, пока есть хотя бы малейшая мысль "я-есть-деятель", не может быть достигнуто познание Истинного Я, но возможно ли для ищущего, домохозяина, выполнять свои обязанности должным образом без этого чувства?

Бхагаван: Так как нет никакого правила, что действие должно зависеть от чувства пребывания делателем, то нет необходимости сомневаться в том, будет ли любое действие происходить без деятеля или акта делания. Хотя посторонним может показаться, что в течение всего дня чиновник государственного казначейства выполняет свои обязанности внимательно и ответственно, он исполняет свои обязанности без привязанности, думая: «Я не имею никакой реальной связи со всеми этими деньгами», и без чувства вовлеченности в его уме. Таким же образом мудрый хозяин дома может выполнять различные домашние обязанности, выпадающие на его долю в соответствии с его прошлой кармой, без привязанности, как инструмент в руках другого. Действие и Знание не являются препятствием друг для друга.

*****

52 Сердце, в котором камья буддхи (ум, что желает конкретных результатов) устранен, и которое обладает благоприятным и прекрасным нишкамья буддхи (ум, в котором нет желания результатов) будет домом блаженства.

*****

113 То, что отгораживает тебя от проникновения в суть Реальности — это позиция желания результатов твоих действий. Поэтому ты должен развивать понимание, в котором нет ожидания результатов.






WEB © Nataris-studio 2012